По данным за первый квартал 2025 года, транзит казахстанского угля по российской территории увеличился на 44,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и превысил 2,3 млн тонн. Основной объём был перевален через порты Балтики (1,3 млн тонн) и Азово-Черноморского бассейна (900 тыс. тонн). Последний показатель вырос в 5 раз по сравнению с январём–мартом 2024 года.
Помимо угля, активно развиваются контейнерные перевозки через восточные стыки международного транспортного коридора (МТК) «Север — Юг», который соединяет Россию с Ираном, Индией и странами Персидского залива. В первом квартале 2025 года объём контейнерных перевозок по восточному маршруту через Казахстан увеличился на 63%, превысив 1 тыс. ДФЭ.
МТК «Север — Юг» рассматривается как стратегическая альтернатива Суэцкому каналу, открывающая новые возможности для российских и международных перевозчиков. В рамках маршрута уголь из Кузбасса уже отправлялся в Индию по сухопутному направлению — первый подобный груз ушел летом 2024 года с территории Западно-Сибирской железной дороги.
Рост транзита и расширение сотрудничества РЖД и КТЖ в условиях глобальной перенастройки логистических цепочек открывает новые экспортные возможности для Казахстана и усиливает роль России как транзитного хаба между Азией и Европой.