– МТК Север – Юг не хватает развития портов на Каспии и мешает иранский подход к бизнесу
Со статистикой по МТК Север – Юг определиться непросто. Более-менее однозначная цифра – желаемый к 2030 году грузопоток в 30 млн тонн. Насколько он достижим? Эксперты отвечают по-разному, но соглашаются в главном – пока целый спектр проблем на маршрутах коридора остается неразрешенным. Большинство из них связаны с тем, как сегодня организованы перевозки по Ирану, который интегрирован во все три маршрута Север – Юг.
– Из варяг в персы: перспективы развития транспортного коридора Север – Юг
Последние несколько лет мы живем в реальности, в которой эффективная логистика определяет успех бизнеса и даже экономики страны в целом. Все называют это по-разному: кто-то говорит, что маржа все больше перераспределяется на транспортно-логистический сегмент бизнеса, кто-то – что сбои в цепочках поставок принципиально изменили экономический ландшафт. Президент РФ Владимир Путин, например, говоря о нашем подходе к развитию транспортного коридора Восток – Запад, описал ситуацию проще: «Мы тут зевнули чуть-чуть, но ничего, мы сейчас это поправим». В любом случае значение развития транспортных коридоров для эффективного развития экономики нашей страны невозможно переоценить.
Статья Марии Никитиной, основателя N.Trans Lab.
– Север – Юг как объединяющий фактор
Сотрудничество в сфере транспорта остается основой развития экономики и углубления интеграционных процессов участников Содружества независимых государств, как отметил заместитель генерального секретаря СНГ Ильхом Нематов. Недавно был одобрен план действий по оптимизации инфраструктуры и развитию транспортных коридоров, проходящих по территориям стран, на период до 2030 года. Суть партнерства и интеграции – в конкретных проектах, подчеркивает председатель координационного совета Финансово-банковского совета СНГ Анатолий Казаков. И здесь большое поле деятельности обещает МТК Север – Юг.
– МТК Север – Юг: территория сложных перевозок
Объем перевозок по МТК достиг 4 млн тонн за первую половину 2023 года. Западный маршрут аналитики признают основным направлением, потому что на него пришлась основная доля грузовых перевозок – до 3,6 млн тонн.
– Сместить фокус на автодороги!
Реальная доля перевалки по Каспию, который является важной частью МТК Север – Юг, мала – мы видим там всего несколько процентов от грузооборота портов РФ. Через Дальний Восток и Балтику в среднем в месяц идет примерно по 20 млн тонн, а по Каспию в этом году было в районе 700 тыс. тонн. Цифры несопоставимы, поэтому говорить о том, что Каспий может заменить другие направления и помочь решить транспортные проблемы, пока сложно. Мнение Николая Кульбаки, экономиста, кандидата экономических наук.
Ознакомиться с материалами проекта можно здесь.