Как отмечает спикер, взрывному росту контейнерных перевозок по сети железных дорог в этом году способствовало изменение потребительских и производственных циклов, а также регламентов работы транспортных предприятий в рамках регулярных цепочек поставок ввиду ограничений из-за коронавируса. «Возникшие дисбалансы навсегда поменяли логистические цепочки. Если раньше ключевой мантрой клиента была «оптимизация», то теперь, скорее, «надежная диверсификация», – говорит он.
Текущий год характеризуется переориентацией старых цепочек поставок на новые маршруты. «В частности, рассматривая транзитные (+35% к 2020 г.) и импортные (+14% к 2020 г.) потоки, в 2021 году была замечена тенденция перехода от классической поставки через deep sea к сухим погранпереходам и портам Дальнего Востока (от 400 до 500 тыс. TEU). В свою очередь, это повлекло дополнительную загрузку железнодорожной и портовой инфраструктуры», – говорит Н. Никитин.
В контейнерном сегменте идет прирост транспортировки автомобилей и автомобильных запчастей, химической продукции в контейнерах, нефтехимии и традиционно FMCG/retail/electronics. Из нового – появились маркетплейсы и e-commerce, которые ранее более осторожно относились к железнодорожной логистике, в особенности на коротких плечах.
Но на рынке контейнерных перевозок ключевые проблемы в первую очередь связаны с ограничениями инфраструктуры. Решения в компании видят в превентивном развитии инфраструктуры портов, припортовых станций, погранпереходов, а также, возможно, в формировании госпрограммы, поддерживающей развитие бизнесов, инвестирующих в строительство и управление терминалами на опорных стыках, бизнесов, развивающих международные цепочки поставок с российским базисом перевозок.