По его словам, протяжённость логистического цикла в ряде районов Якутии может достигать до трёх лет, в течение которых грузы хранятся на промежуточных пунктах. Это приводит к дополнительным затратам на депонирование и обслуживание запасов.
«В 2025 году мы планируем инициировать научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по использованию в реальных арктических условиях беспилотных транспортных средств и вездеходов-амфибий», — сообщил Неустроев.
«Мы считаем, что создание новой транспортной инфраструктуры с продленным или круглогодичным действием снизит стоимость доставки грузов в северные и арктические районы».
Он уточнил, что внедрение амфибийной техники обеспечит «спрямление» логистических маршрутов, что, в свою очередь, снизит затраты на хранение и кредитование, связанные с длительным оборотом товаров. Также республика проявляет интерес к беспилотным платформам средней грузоподъёмности, способным доставлять в малонаселённые пункты продовольственные грузы массой более 300 кг.
Традиционно в Якутии для северного завоза используется водный, автозимний и воздушный транспорт. Основной оператор по снабжению — Арктическая торгово-логистическая компания. В летний период задействуется собственный флот (пять судов, включая четыре класса «река-море»), в межсезонье — малая авиация, а зимой — грузовой автотранспорт.
Власти региона также рассчитывают на развитие Северного морского пути и каботажных перевозок, однако, как отметил Неустроев, этому мешают малые объёмы грузов (около 40–45 тыс. тонн), ограниченная судоходность рек и отсутствие круглогодичных автодорог, соединяющих центральные и прибрежные территории.
«Необходимо выработать устойчивый механизм взаимодействия региональных перевозчиков с единым морским оператором», — подчеркнул первый замминистра.
Проекты по внедрению автономной и высокопроходимой техники в условиях арктической логистики, по мнению властей, могут стать важным направлением модернизации северного завоза в ближайшие годы и послужить примером для других северных регионов России.