+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
20.05.2020 16:02:16
Логистика / Мнения
РЖД-Партнер

Автоматизации складов в России препятствуют дешевый неквалифицированный труд и волатильность рубля

На мировом рынке складского оборудования прослеживается тренд на максимально полную автоматизацию работы складов, в идеале – без участия человека. В российских же реалиях можно говорить скорее о попытках максимально оптимизировать уже существующие складские процессы, добавив элементы автоматизации в производственную цепочку.
Автоматизации складов в России препятствуют дешевый неквалифицированный труд и волатильность рубля
Вместе с тем применительно к новым складам класса А и А+ в России хотя бы частичная автоматизация складских процессов практически повсеместна. Однако в целом по рынку доля складов с более-менее полноценной автоматизацией все еще не очень велика. Если в Москве и Подмосковье она присутствует примерно на 6–7% всех складских активов, то в Санкт-Петербурге и Ленинградской области этот показатель не превышает 4–5%, а в других регионах эта доля ничтожна. Таким образом, потенциал складской автоматизации в России, безусловно, огромен.
Сейчас новые системы автоматизации внедряют в основном компании, занятые в сферах e-commerce, фармацевтики, розничной торговли (в первую очередь в продуктовом ритейле), производства продуктов массового рынка, а также крупные девелоперы, строящие объекты под специфические потребности их заказчиков. Другие пользователи складов проявляют гораздо менее активную заинтересованность и значительно более инертны в принятии решений о внедрении проектов автоматизации.

В целом в настоящий момент владельцы и арендаторы современных складов в первую очередь задумываются об автоматизации трудоемких процессов (перемещение грузов между складами, маршрутизация заказов, работы по разгрузке-погрузке товаров). В текущих условиях наибольшим спросом пользуются такие технологические решения, как использование роботов-комплектовщиков и систем сортировки товаров, систем учета товара, систем синхронной загрузки-выгрузки грузового транспорта, модулей контроля в WMS и датчиков, оптических вспомогательных систем, радиотерминалов нового поколения и т. п.
Основное внимание при автоматизации складских процессов уделяется сокращению перемещений задействованного этих процессах персонала и облегчению физического труда.
Сегодня для этой цели применяются относительно простые, но уже хорошо зарекомендовавшие себя системы. Это шаттлы, краны-штабелеры, конвейеры различных конфигураций (роликовые, цепные, ленточные, каскадные, спиральные, с перекрестным ремнем и т. п.). Шаттлы, представляющие собой платформы для перемещения относительно небольших грузов (от 50 до 300 кг), отличаются доступной ценой и компактными габаритами.

Краны-штабелеры – мостовые (осуществляющие перемещение по всем складу) и стеллажные (для раскладки товара в одной секции) – имеют гораздо большую грузоподъемность и способны поднимать грузы весом от 300 кг до 12 т. Они хорошо подходят для складов с высокими потолками – от 20 м.

Также актуальными решениями по автоматизации склада являются карусельные (горизонтальные и вертикальные) и лифтовые системы (они применяются на складах с высотой потолков от 8 м). Помимо классических конвейерных систем, на современных складах применяются роботы-транспортеры, которые могут перемещать грузы весом до 1,5 т со скоростью до 2 м/с.

Пользуются спросом на российском рынке ставшие уже привычными автопогрузчики с ручным, полуавтоматическим или полностью автоматическим управлением. Также для улучшения эргономики процесса ручного отбора относительно тяжелых грузов (от 10 до 100 кг, станции ручного отбора на складах строительных материалов, лакокрасочных материалов, автозапчастей и выборочно продуктовых ОРЦ оборудуются специальными вакуумными подъемниками с присосками. Такие системы позволяют человеку перемещать тяжелые упаковки с усилием всего 1–2 кг.

Если говорить о факторах, которые препятствуют автоматизации рынка складов в России, то среди прочего можно отметить относительно недорогой ручной труд. Так, например, в США и Европе суммарные расходы на складской персонал будут гораздо выше, чем затраты на внедрение и эксплуатацию технических решений, поэтому автоматизация складов в этих странах распространена гораздо шире, чем в России.
Еще один значимый фактор – волатильный курс рубля по отношению к доллару и евро. Так, в 2006–2008 гг. и 2011-2014 гг., когда рубль на внутреннем валютном рынке смотрелся достаточно уверенно, наблюдался настоящий бум автоматизации складов. По нашим наблюдениям, как только суммарные затраты на одного среднего складского рабочего (грузчика, комплектовщика) начинают приближаться или даже превышают эквивалент $10–12 тыс. в год, спрос на автоматизацию резко возрастает. При снижении уровня заработной платы в долларовом эквиваленте автоматизация начинает терять экономический смысл.

Еще один нюанс заключается в сложностях с поиском достаточно опытного и квалифицированного партнера для внедрения подобных проектов и персонала для их последующей эксплуатации. Со стороны же заказчиков периодически возникают сомнения в необходимости серьезно вкладываться в новые технологии (многие российские компании в принципе не имеют стратегических планов развития), так как они предполагают большие затраты и не приносят операционной прибыли, а долгосрочная экономия на логистике приносится в жертву повышению денежного потока в моменте.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions