Стоит отметить, что в крупнейших портах, имеющих специализированные угольные терминалы, наращивание мощностей осуществляется с учетом планов угольных компаний по увеличению экспорта, а также ОАО «РЖД» по обеспечению провозной инфраструктуры. Естественно, что ряд собственников, владеющих небольшими и непрофильными портами, пытается также перетянуть часть растущих объемов перевалки на себя, при этом не вступая в диалог с другими участниками процесса с точки зрения синхронизации развития. Такое перепрофилирование зачастую носит стихийный характер и негативно сказывается на окружающей среде.
Так, для разгрузки угля используются грейферы (а не вагоноопрокидыватели, как в большинстве специализированных терминалов), проводится недостаточно мероприятий по борьбе с пылением (орошение штабелей угля, установка пылезащитных экранов), некоторые терминалы размещаются в непосредственной близости от жилой застройки. Для дальневосточных портов ситуация осложняется сложными климатическими условиями – сильными ветрами, низкой влажностью воздуха зимой и т. д. Специализированные же угольные терминалы изначально проектировались для наиболее эффективной работы в соответствии с нормами экологической безопасности, на них ведется активная работа по ограничению выбросов пыли.
Введение недостаточно проработанных экологических ограничений негативно отразится не только на инвестиционных проектах специализированных портов, но и на инвестиционном климате в целом. Дополнительно возникает риск потери налоговых отчислений и высокооплачиваемых рабочих мест в регионах присутствия, что особо критично для Дальнего Востока.
В то же время порты, которые изначально были ориентированы на другую продукцию (контейнеры, рыбная продукция и др.), должны быть поставлены перед выбором: или соответствовать требованиям по безопасной и эффективной перевалке угля, или заниматься только такой перевалкой, безопасность которой они могут обеспечить. Тем более что сегодня за рубежом растет спрос не только на уголь.