Контейнеры по железной дороге отгружаются не только из портов, но и из специализированных железнодорожных терминалов на территории Приморского края (Артем, Уссурийск), однако даже совместные усилия всех терминалов не позволяют загружать достаточное количество поездов. Так, ВМТП недавно обновил рекорд, отправив 46 контейнерных поездов за неделю, это огромное количество. Если бы сети ОАО «РЖД» смогли принять в работу больше поездов, порт был бы способен их обработать. Из-за большого количества ожидающих отправку контейнеров суда обрабатываются дольше, что вызывает скопление грузов в портах отправления, которое, в свою очередь, усугубляет и без того сложную ситуацию.
В портах Азии мы отмечаем сложности, аналогичные тем, что сейчас есть на Дальнем Востоке. Корейский Пусан, китайские Шанхай, Нинбо, Циндао, Яньтянь, Шекоу – везде наблюдаются проблемы с отгрузками. Причины разные: это и антиковидные ограничения, и нехватка порожнего оборудования. Вышеуказанные порты последние несколько месяцев существенно перегружены.
В европейских терминалах заторов нет, зато есть трудности с перевозчиками. В соответствии с новыми правилами Европейского союза, дальнобойщиками могут быть только профессиональные водители. Из-за их нехватки автомобильные отправки стали проблемным плечом – задержки возникают даже при наличии порожнего оборудования и возможности портов обработать груз. Нам приходится планировать подачу контейнера на загрузку за две-три недели.
Если учесть время ожидания отправок, сейчас увеличение сроков доставки по сравнению с предыдущими периодами составляет больше месяца. На Дальнем Востоке самая оперативная отгрузка осуществляется в ВМТП и занимает в среднем 10 суток. У самого загруженного терминала – «Пасифик лоджистик» – срок ожидания отгрузки превышает 30 дней.
Вышеописанная ситуация изменится при двух вариантах развития событий. Либо операторы терминалов привыкнут к подобному объему, выделят больше внутреннего пространства под обработку и хранение контейнеров (сейчас во многих портах обрабатываются сталь, уголь и другие низкомаржинальные грузы), или же произойдет нормализация грузопотока, при которой часть объема вернется на предыдущий маршрут перевозки – напрямую в порты европейской части России. Если морские перевозчики будут поддерживать текущий дисбаланс, операторы терминалов, скорее всего, попробуют выравнять ставки за счет увеличения собственных тарифов на обработку и отправку грузов по России.
Для своевременной доставки груза в обход Дальнего Востока мы предлагаем заказчикам все варианты, которые есть на рынке, но зачастую при выборе маршрута они в первую очередь руководствуются уровнем цен, а отправки через Владивосток на данный момент являются очень выгодными.
Также хотелось бы отметить, что инфраструктура портов Дальнего Востока однозначно не готова к растущему объему грузов, следующих из Китая в Европу. Если он не будет снижаться, то, скорее всего, потребуется несколько лет, чтобы избавиться от задержек обработки и отправки.
Европейские терминалы не потеряли материально-техническую базу из-за оттока грузов. Можно сказать, что западные порты ожидают их возвращения. Например, порт в Новороссийске ведет работы по расширению возможностей приема контейнеров. Как только товарооборот восстановится, сложности, которые можно наблюдать в портах Владивостока и Находки, не будут такими значительными.