В долгосрочной перспективе увеличению транзитных потоков будет способствовать поступательный рост товарооборота России с Китаем и другими странами АТР. Сейчас сложно спрогнозировать результаты 2020 года, хотя, безусловно, на фоне общемировой пандемии коронавируса COVID-19, нефтяного кризиса и, как следствие, чрезвычайно сильного падения деловой активности в РФ они будут отрицательными по сравнению с 2019-м. Сейчас негативные последствия этих событий сложно оценить, так как мы только в начальной стадии общего кризиса.
Для контейнерных перевозок негативный эффект от падения объемов перевозок будет частично скомпенсирован за счет перераспределения на них объема относительно несрочных авиагрузов, которые из-за паралича авиаотрасли не могут быть отправлены запланированным путем. В период кризиса 2014 года негативный эффект в виде падения грузооборота с странами АТР длился еще 2 года – 2015-й и 2016-й – и только в 2017-м Россия смогла выйти на уровень 2014 года. Сейчас ситуация более сложная, ряд отраслей (туристическая, ритейл, общественное питание, индустрия развлечений и т. д.) уже понесли невосполнимые потери, несопоставимые с падением в 2014-м. Поэтому время, которое потребуется на восстановление, полагаю, потребуется существенно большее.
Среди главных мер для снижения расходов и повышения конкурентоспособности трансъевразийских перевозок я назову инфраструктурное развитие. Сейчас география расположения, емкости и количество терминалов обработки грузов существенно ниже потребностей рынка и пропускных возможностей ж/д путей. Вместе с тем необходимо расширять пропускные емкости и количество пограничных переходов. Эти инфраструктурные ограничения, особенно в периоды сезонного увеличения грузопотока, существенно увеличивают сроки доставки ж/д грузов, влияют на конечную стоимость перевозки, что, конечно, сдерживает темпы развития этих маршрутов.
Главные факторы, которые сегодня сдерживают переключение грузопотока из стран АТР, в частности из Китая, на маршруты через Россию, – недостатки железнодорожной инфраструктуры и высокие тарифы.