При маркировке оборотной тары, паллето-мест и ячеек хранения используются корпусированные RFID-метки. Вот как это работает на примере тары. Как только она маркируется, начинается отслеживание ее прохождения (даже пустой) по технологическим операциям. Бывает, обнаруживается, что одни экземпляры постоянно обращаются, а другие даже не сдвигаются с места. RFID позволяет грамотно управлять тарой по нескольким направлениям: учет количества оборотной тары, ее равномерное распределение по операциям и износу, сокращение площадей хранения единиц, которые не в ходу. Когда директора получают на руки данные о движении тары, то удивляются – ее количество можно сократить вдвое, износ становится равномерным, простой в ремонте сокращается в несколько раз. Никакие другие технологии не способны на такой оперативный сбор данных.
Так же эффективно RFID-технология применяется в управлении складским транспортом, а именно позволяет регистрировать маркированный объект (например, погрузчик) и фиксировать его локацию по событию. Мониторинг происходит в особом продукте, который называется системой управления двором (Yard Management System, YMS), отслеживающем, к какому пандусу подъехал погрузчик, сколько он там находился и когда отъехал. Автоматическая фиксация этих событий позволяет получать большой объем данных, необходимых для анализа и планирования загруженности складского транспорта, персонала, его обсуживающего, регулировать очередь у пандусов и т. д. Это прекрасный инструмент – ведение баз данных без участия человека.
Российские компании слабо связаны в своем логистическом взаимодействии. Производят товар одни, дистрибуцией занимаются другие, продают его в рознице третьи. И между ними нет единодушия – кто же должен маркировать товар? Никто не готов брать на себя эти затраты и у каждого свои причины на это. Поэтому сейчас только крупные ритейлеры могут позволить себе диктовать условия поставщикам: хотите продавать мне свой товар, отмаркируйте его по моим правилам. Никаких особых затрат это не несет и на себестоимости товара существенно не отражается, но при этом значительно упрощает отслеживание товара в дальнейшей логистической цепочке. Маркировать товар на финальных стадиях, на складе или в магазине, уже не имеет большого смысла. Однако нет сомнений, что российские производители, владеющие своей розницей, в течение ближайших 2 лет придут к этой технологии, прогресс не остановить.