Кроме того, из-за отсутствия единой прозрачной системы хранения данных тратится огромное количество времени на прием товара, устранение ошибок, оптимизацию хранения и пр. Существующие на рынке системы – WMS (Warehouse Management System) и TMS (Transportation Management System) – часто существуют отдельно друг от друга и не всегда корректно обмениваются нужными данными. Если в этот процесс включить еще и личный кабинет заказчика, в котором он не только хочет видеть документооборот, но и отслеживать перемещения своего товара в режиме реального времени, а потом бухгалтерию, то процесс попросту захлебнется.
По сути, вся складская и транспортная логистика работает с основными данными: что мы возим – вес, габариты, условия хранения, условия транспортировки и т. д. Первично эти данные приходят из ERP-системы (Enterprise Resource Planning) или Exсel. Как только эти данные загружены, с ними можно работать. Но эта информация мало у кого есть, поэтому складские комплексы на входе присваивают товарам свои штрихкоды. И как только ты перемещаешь товар со склада одной компании на склад другой – у тебя часть данных может потеряться. Поэтому логично, что транслировать данные о товаре должны не склады, а их заказчики.
На самих складах зачастую не ведется транзакционный учет в режиме реального времени, и из-за этого они теряют деньги. Часто они теряют и сами товары, что тоже приводит к финансовым издержкам. На уровне транспортной логистики бизнес недополучает деньги, потому что транспорт по базовым маршрутам порой ходит порожняком. Если обеспечить отображение данных о маршрутах в режиме реального времени, то можно будет быстрее заполнять порожняк перевозимым товаром. По такому принципу работают, например, сервисы такси.
Стратегически IT-сегмент должен решить несколько задач: консолидировать информацию о том, что мы перевозим (как минимум весогабаритные характеристики и единицы хранения – упаковки, палетки, банки и т. д.), условия хранения и транспортировки товаров (температурный режим, срок годности, хрупкие товары и пр.). Вторым шагом – обеспечить непрерывную интеграцию всего контура систем, которые взаимодействуют между собой и с контрагентами. Это могут быть личные кабинеты поставщиков и клиентов, бухгалтерия, продуктовые каталоги, оперативная связь с внутренними ERP-, TMS- и WMS-системами. Конечный итог всего этого процесса – обеспечение непрерывного документооборота на всех этапах в режиме реального времени.
И уже после этого, когда мы получим непрерывный поток актуальных данных, разработчики смогут помочь бизнесу решить проблемы оптимизации загрузки складов и транспорта, расчета рентабельности и управления ценообразованием. Здесь на помощь придут алгоритмы Machine Learning (ML). Наш опыт работы с подобными проектами показывает, что точность прогноза в 60–70% экономит заказчикам миллионы рублей.
И наконец, в условиях разрозненности всех данных понять эффективность своих операций не может практически никто. За исключением только очень крупных игроков в e-commerce. Если обеспечить интеграционные потоки всей необходимой информации, связать все системы вместе, научить их корректно и оперативно обмениваться данными, то можно будет в режиме реального времени видеть, куда перемещен товар, где находится нужный транспорт или свободный склад и т. п. Вот это сейчас одна из главных задач, которую предстоит решить IT в области логистики. И тот игрок, кто первым на рынке инвестирует средства в разработку, интеграцию и поддержку такой IT-системы, просто взорвет рынок.