Если подытожить приграничную проблематику, прихожу к следующим выводам. Во-первых, конкретные территориальные районы КНР принимают любые, далеко не всегда обоснованные решения, абсолютно не боясь никакого контроля и ответственности. Центральные органы власти Китая или не знают об этом, или закрывают глаза. Нет ни внятных объяснений, ни информации о сроках тех или иных решений. Карантин карантином, но зачем предпринимать действия, которые усугубляют ситуацию?
Во-вторых, в Казахстане нет госструктуры, ответственной за разрешение приграничного кризиса. Беззубый МИД не предпринимает адекватных мер, чтобы получить ответ от центрального аппарата Китая и сподвигнуть на решение китайской стороной острых вопросов двусторонней повестки. Довольствуемся только официальными отписками, в результате чего местечковые китайские структуры не прекращают свой поток необоснованных и нелогичных решений. Ни МИИР РК, ни Совет по транспорту при премьере также не в силах повлиять на ситуацию.
В-третьих, помимо проблем профессионализма при внешнем взаимодействии, налицо и внутренние барьеры, причем искусственно созданные. Ни правоохранительные органы, ни контролирующие органы со стороны транспорта не собираются исключать криминализацию процессов на границе. Госструктуры снимают с себя ответственность, переводя формат разборок на границе на внутричастные путем негарантированного признания форс-мажора и т. д.
И еще непонятно, какая из стен более непробиваемая для нашего бизнеса: китайского молчаливого запрета или казахстанского полукриминального бардака?