В России, как и во всем мире, ведущую роль в этом процессе играет крупная розница. Тем более что ей сейчас приходится конкурировать с высокотехнологичными компаниями, специализирующимися изначально на электронной коммерции. Практически каждая крупная сеть (X5, «Магнит», «Леруа Мерлен») запускают и ведут множество проектов по совместной работе. Они обмениваются данными об уровне запасов в распределительной сети, о методах оценки и показателях качества предоставляемых и получаемых услуг. Но абсолютного доверия еще нет. И, на мой взгляд, B2C-сегменту есть куда расти. В будущем благодаря развитию информационных технологий продавцы товаров и поставщики услуг смогут на равных договариваться с каждым потребителем и формировать истинно индивидуальные предложения.
Коллаборация и конкуренция спокойно сосуществуют. Можно рассмотреть на примере тех же торговых сетей. Электронный документооборот с поставщиком – это отличный пример совместной работы: он уменьшает количество ошибок, упрощает и ускоряет приемку товара. Сеть чаще всего диктует свои условия поставщикам по подключению к электронному документообороту. Но это не значит, что ритейлер закрыт от общения с другими поставщиками. Любой поставщик, выполнив условия сети, может прийти и конкурировать на полке за покупателя.
Выигрыш от коллаборации может выражаться не только в сокращении затрат, но и в повышении качества или росте продаж. Одним из популярных направлений взаимодействия является технология «запас, управляемый поставщиком» (vendor managed inventory – VMI), когда поставщик сам решает, сколько товара и с какой частотой он будет привозить в распределительный центр или непосредственно в точку продажи. Характерными выигрышами от применения подобной технологии являются 50%-ное сокращение запаса и аналогичное сокращение периодов отсутствия товара (out of stock).
Коллаборация – это не слияние. Один из основных эффектов взаимодействия – это повышение прозрачности в операциях и заблаговременное, еще на этапе формирования договоренностей, выявление рисков. Известные, измеренные и разделенные риски – это то, за счет чего получается сокращать затраты в схемах партнерского взаимодействия. Например, другой вид коллаборации – это работа по KPI с перевозчиками. Вместо того, чтобы просто покупать перевозку по определенной цене, компании договариваются о критериях качества, бонусах и штрафах для каждой из сторон. Грузовладелец и перевозчик четче разграничивают зоны ответственности и делят риски различных простоев и задержек. Таким образом, перевозчик может предложить грузовладельцу более выгодный тариф, свободный от выявленных рисков.
Хорошая коллаборация – это парный танец. Каждый партнер танцует сам, своими силами и на своем балансе, но они внимательно друг к другу относятся, слушают друг друга и двигаются вместе в одном направлении.