Внешнеполитическая и экономическая конъюнктуры привели к смещению акцентов товарооборота с привычных регионов - Европы и Америки - на новые перспективные направления, при этом увеличив спрос на доставку в страны Ближнего Востока. На этот регион приходится 9% экспорта и около 3% импорта в отечественной экономике. В свою очередь, укрепление сотрудничества с российским бизнесом для предпринимателей из-за рубежа не менее значимо.
Заметив повышенный интерес к перевозке в Россию товаров из Ирана, ОАЭ и Катара, транспортные компании разработали новые логистические схемы. Благодаря пересмотру маршрутов и выбору новых партнеров, например, ГК “Деловые Линии” удалось сократить сроки автодоставки из Тегерана (Иран) в Махачкалу и из Джебел-Али (ОАЭ) в Новороссийск до 2-х недель, а морской путь из иранского Бендер-Аббаса в Астрахань теперь составляет около недели. Высоким спросом пользуется и контейнерная грузоперевозка из Турции в Новороссийск, которую логистические операторы могут реализовать за 5-7 дней. Чаще всего с Ближнего Востока заказывают доставку оборудования и запчастей к нему, электроники, строительных материалов, а также одежды.
Дороги и воздушное пространство ОАЭ транспортные компании используют для перевозки грузов из Европы и Северной и Латинской Америки. Сроки авиаперевозок составят около 3-5 дней. По морю доставка займет приблизительно 10-12 дней.
Возможность выбирать между турецким и иранским направлениями позволяет обеспечивать выгодные условия перевозки, несмотря на текущие ограничения. Отсутствие прямого сообщения по воздуху с Ираном не останавливает логистику. Её реализация продолжается по морю и иранским магистральным автотрассам, которые практически в идеальном состоянии.
Говоря о Турции, нельзя не упомянуть популярность авиадоставки - спрос на нее только растет. Морские перевозки по направлению “Стамбул-Новороссийск” тоже существенно увеличились в объеме: по итогу II квартала нынешнего года количество перевозок, по сравнению с I кварталом, выросло на четверть. Еще один вариант — автодоставка, реализуемая с пересечением границ Грузии, Азербайджана или Армении.
Не последнюю роль на Ближнем Востоке и в странах Южной Азии играет международный транспортный коридор “Север-Юг”. Он также обеспечил выход отечественных компаний на ближневосточный рынок.
Дружественные государства
Еще больше в развитии МТК “Север-Юг” заинтересованы дружественные страны — Казахстан, Армения, Беларусь. В 2023 году транзитные мощности этих государств во многом помогли перенастроить цепочки поставок и повысить эффективность торговых отношений. Товарооборот России со странами ЕАЭС по итогам 2022 года увеличился на 22%, при этом рекордные показатели здесь показывает Республика Беларусь.
Не менее активно движется вперед сотрудничество с КНР. Товарооборот с Поднебесной в первые три месяца 2023 года достиг $53,84 млрд, увеличившись на 38,7% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. Отдельного внимания заслуживают пункты пропуска «Забайкальск-Маньчжурия» в Приморском крае и «Хэйхэ-Благовещенск» в Амурской области. По этим маршрутам фиксируется увеличение грузооборота за 2023 год, что и отразилось на пропускных возможностях контрольных пунктов.
Решить проблему больших очередей на границах с Китаем помогает Казахстан. Несмотря на ряд ограничений, страна является дополнительным транзитным хабом, востребованным у логистических операторов на том же уровне, что и Турция. К слову, перевозки из Казахстана на склады Wildberries, Ozon, «СберМегаМаркет», «Яндекс.Маркет» в России сегодня пользуются повышенным спросом со стороны предпринимателей, на который быстро откликнулись российские службы доставки.
Количество заявок на международные перевозки в 2023 году растет. При этом на каждый маршрут и логистическую задачу сегодня транспортные компании смотрят по-новому. В приоритете — индивидуальный подход к каждому заказу, умение эффективно перестраивать маршрут в зависимости от ситуации на границе, высокое качество сервиса. Именно эти параметры в совокупности с опытом адаптации к турбулентным обстоятельствам на рынке создают основу для уверенности заказчика в логистическом партнере.