Ассоциация «Промжелдортранс» в конструктивном взаимодействии с ассоциацией «Русская сталь» проанализировала деятельность всех ППЖТ, работающих с металлургами. В результате было установлено, что не было ни одного официального обращения по проблемам, касающимся обслуживания подъездного пути. Все возникающие вопросы решались конструктивно в оперативном порядке, не повлияли на увеличение оборота вагона на подъездных путях и не привели к срыву графика погрузки своих клиентов.
Тем не менее нельзя отрицать, что проблемные ситуации могут возникать. В основном они связаны с нарушением ритмичности работы со стороны ОАО «РЖД». Нехватка маневровой и поездной локомотивной тяги РЖД на станции примыкания, недостаток сотрудников, случаи технической неисправности – все это приводит загруженности станции и несвоевременной подаче-уборке вагонов.
Другой причиной нарушения ритмичности обработки грузов на путях необщего пользования часто оказывается несоблюдение нормативных сроков со стороны грузоотправителей и грузополучателей, определенных договорными отношениями между ними и ППЖТ. Например, поставки готовой продукции могут быть неритмичны. Случается сгущенное прибытие по 10–20 вагонов с последующим интервалом 10–15 дней. При имеющемся фронте выгрузки она по очевидным причинам затягивается.
Также необходимо отметить, что ППЖТ обладают достаточным парком технически исправных локомотивов для поддержания ритмичности работы грузоотправителей и ОАО «РЖД», зачастую имеют и собственные базы для обслуживания и ремонта локомотивов, что позволяет оперативно решать вопросы технического обслуживания.
По нашему мнению, обеспечить ритмичность обработки грузов может только повышение эффективности взаимодействия всех участников перевозочного процесса грузового узла в единой экосистеме. Это именно то, чем сейчас активно занимается ассоциация «Промжелдортранс» совместно с ЦФТО ОАО «РЖД» в рамках рабочей группы.
Решить многие задачи можно только путем совершенствования законодательства, это относится и к описанной выше проблеме.
По мнению ассоциации, одним из способов повышения мотивации ОАО «РЖД» и улучшения ритмичности работы транспорта необщего пользования является формирование логичной и объективной формулировки ст.100 ФЗ от 10.01.2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ». В настоящей редакции ст. 100 № 18-ФЗ учтена только ответственность перевозчика за задержку подачи/уборки вагонов под погрузку и выгрузку грузов или на железнодорожные выставочные пути, а также за задержку уборки вагонов с мест погрузки и выгрузки грузов на железнодорожных путях необщего пользования или с железнодорожных выставочных путей в том случае, если уборка вагонов осуществляется локомотивами перевозчика, либо за задержку по вине перевозчика приема вагонов с железнодорожных путей необщего пользования.
Но при этом не учтена ситуация, когда подача/уборка вагонов осуществляется через пути необщего пользования иного собственника и локомотивом этого собственника. При этом часто возникают ситуации сверхнормативного простоя вагонов на путях необщего пользования по вине перевозчика. В этом случае владелец необщего пользования несет непроизводственные затраты, снижается ритмичность работы и емкость железнодорожных путей необщего пользования. Ко всему прочему появляется риск штрафных санкций со стороны грузоотправителей и собственников подвижного состава за простой вагонов.
Ассоциация предлагает к рассмотрению свой вариант ст. 100 № 18-ФЗ, в котором будут учтены интересы грузополучателей/грузоотправителей в случае их обслуживания локомотивом, перевозчика, интересы владельцев ППЖТ в случае обслуживания их локомотивами грузополучателей/грузоотправителей.
Интересы самих грузополучателей/грузоотправителей перед владельцами путей необщего пользования должны быть учтены в условиях договора, заключаемого в соответствии со ст. 60 ФЗ от 10.01.2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ» и учитывающие местные локальные условия и особенности.