Однако уже в августе в ожидании этих изменений на китайско-российской границе, через которую проходит основной поток импорта техники, начали скапливаться длинные очереди, стоимость доставки грузов к настоящему времени поднялась на 15–20%. В оставшиеся до 1 октября дни ситуация может усугубиться, так как импортеры постараются ввезти в страну как можно больше техники, чтобы успеть применить к ним действующие ставки утилизационного сбора. Дополнительную нагрузку создаст рост объема грузоперевозок, связанный с началом предновогоднего сезона высокой активности.
Наиболее загружены сейчас пункты пропуска Маньчжурия – Забайкальск (Россия) и Алашанькоу – Достык (Казахстан). В большинстве случаев это связано с большим потоком грузов и изменениями в процедуре получения разрешения на въезд автотранспорта в Китай для погрузки. При этом какого-либо приоритета на пересечение границы для ввозимой в Россию техники нет. В результате время ожидания на границе увеличилось в разы. В Маньчжурии, например, очередь на въезд в Забайкальск может доходить до 10 дней. Это, в свою очередь, привело к значительному росту тарифов – примерно на 15–20%. До конца сентября ситуация вряд ли улучшится, так как из-за предстоящих октябрьских праздников в Китае объем ввозимых в Россию грузов только увеличивается. Нормализация на границе ожидается во второй половине октября, поскольку в первые две недели месяца из Китая будут идти преимущественно уже отгруженные до праздников товары. Это должно привести к уменьшению очередей.
Многие перевозчики, включая нашу компанию, используют альтернативные маршруты через Монголию, где очереди пока меньше, а доставка значительно быстрее. На данный момент ожидание на границе составляет до трех дней. Если сравнивать транзитные сроки аналогичных маршрутов, то доставка через Монголию сейчас в среднем на пять дней быстрее, чем через Маньчжурию, а тарифы практически одинаковые. Однако в ближайшее время возможен рост загрузки и на этом направлении.
Важно отметить, что согласно постановлению правительства утилизационный сбор на грузовые автомобили с 1 октября увеличится на 70%, а на легковые автомобили – на 85%. Это означает, что импортные транспортные средства могут подорожать с 1 января 2025 года. Кроме того, утилизационный сбор будет ежегодно повышаться на 10–20% вплоть до 2030 года. Исключения предусмотрены для электромобилей, гибридных автомобилей, легковых автомобилей с двигателем объемом до 3 литров, ввозимых для личного пользования, а также для седельных тягачей стандартов Евро-5 и Евро-6. Повышение утилизационного сбора на экскаваторы и экскаваторы-погрузчики запланировано на 2026 и 2028 годы соответственно.
Как поясняют в Минпромторге РФ, индексация утилизационного сбора направлена на защиту отечественного рынка и поддержку местных производителей.