Ремонт складских помещений и их модернизация почти всегда ложатся на арендаторов, что негативно сказывается на экономической эффективности любого логистического терминала и приводит к удорожанию стоимости перевозки.
Наибольший спрос на новые современные склады отмечается в городах с численностью населения свыше одного миллиона: в Красноярске, Новосибирске, Омске, Екатеринбурге, Уфе, Казани, Самаре, Ростове-на-Дону. Этот спрос формируется в основном транспортными компаниями и сегментом e-commerce, что обусловлено высокой активностью бизнеса и, как следствие, ростом спроса на перевозки сборных грузов.
Строительство новых технологически более оснащенных складских терминалов, на мой взгляд, не успевает за спросом. При этом надо отметить, что спрос на них гораздо выше в черте города, где строительство новых объектов затруднено (из-за высокой стоимости, отсутствия площадок и земельных участков). Реконструкция складской недвижимости из советского фонда не всегда может быть эффективной в технической части из-за высокой плотности пятна застройки. Демонтаж таких зданий практически не осуществляется ввиду высокой стоимости затрат на строительство, что приводит к повышению арендной ставки. Есть сложности и с транспортной инфраструктурой, поскольку требуется повышение ее пропускной способности.
И все-таки перспективы строительства новых современных складских объектов внушают оптимизм. В черте городов начинают прорабатываться проекты по строительству индустриальной недвижимости классов Last mile и Light industrial. Площадь таких объектов обычно составляет не более 5000 кв. м, и по своей оснащенности они отвечают почти всем техническим требованиям транспортных компаний. И самое главное: такие объекты удачно вписываются в модель развития города в целом, создавая благоприятные условия для развития не только транспортных компаний, e-commerce, но и малого и среднего бизнеса.