Второй принцип – системность и государственный подход. Каждый день мы читаем новости о тестовой беспилотной перевозке грузов в разных регионах мира. Но это происходит бессистемно. Системность должна заключаться в том, чтобы реализуемый проект был привлекательным для тех, кто на нем будет зарабатывать.
В России государство как регулятор берет на себя риски развертывания инфраструктуры как определения последовательности операций и шагов и обеспечения безопасности данных. Если этим будет заниматься пользователь, беспилотники не поедут никогда, потому что это слишком дорого.
Третий принцип – работа с бизнес-моделями будущего. Есть бизнес-модель операторов транспортных средств, а есть бизнес-модель операторов инфраструктуры. Закладывать в систему беспилотного транспорта одну из моделей не очень правильно. Я считаю, что необходимо вовлекать в проект всю цепочку – от логистов и разработчиков до содержания инфраструктуры.
И четвертый сопутствующий принцип – возможность введения особых правовых цифровых режимов, так называемых «цифровых песочниц» (специальные правовые режимы для апробации новых технологий. – Прим. авт.). Иметь свою «песочницу» – это выход.