С одной стороны, сегодня только крупные грузовладельцы могут себе позволить использование на практике принципа take or pay, но даже они не ратуют за скорейшее введение этого правила. Непрозрачность принятия решений внутри естественной монополии, риски необъективности и приоритизации – все эти факторы не позволяют клиентам довериться РЖД в части обеспечения этого принципа.
С другой стороны, лоббирование принципа take or pay со стороны РЖД может говорить не столько о желании открыто и честно его реализовывать, сколько о заинтересованности самого перевозчика в создании нового инструмента для формирования доходной базы компании. Кроме того, стоит отметить недостаток публичной информации о намерениях перевозчика в части реализации принципа take or pay. Это склоняет к мысли о том, что РЖД вопреки заявленной политике клиентоориентированности закрывается от бизнес-сообщества, а принимаемые решения могут быть недостаточно объективными и к тому же слишком дорогими для бизнеса.