С тех пор ситуация изменилась лишь немного. В 2010 г. Высший Арбитражный Суд РФ встал в подобном споре на сторону экспедитора (Постановление Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 апреля 2010 г. N 16996/09). Не смотря на попытки страховой компании признать договор страхования ответственности экспедитора недействительным и таким способом уйти от выплаты возмещения, Суд указал, что раз уж договор страхования заключен на предложенных страховой компанией условиях, и она является профессиональным участником рынка страховых услуг, то должна осознавать правовые последствия таких договоров. В 2015 г. эту позицию поддержал Верховный Суд РФ (Определение Верховного Суда РФ от 20 июля 2015 г. N 307-ЭС15-1642).
Получается что, приобретая полис страхования ответственности, перевозчик и экспедитор заведомо обрекает себя если не на невозможность получения выплаты при страховом случае, то уж точно на длительный судебный спор со страховой компанией. Но многие из них это делают для того, чтобы выглядеть в глазах клиента более надежными и иметь преимущество перед конкурентами.
Другое дело – страхование груза. Пункт 1 статьи 930 Гражданского кодекса РФ четко говорит: «Имущество может быть застраховано по договору страхования в пользу лица (страхователя или выгодоприобретателя), имеющего основанный на законе, ином правовом акте или договоре интерес в сохранении этого имущества.». Таким образом, перевозчики и экспедиторы могут страховать перевозимые (сопровождаемые) ими грузы в пользу собственника груза.
Этот вид страхования тоже имеет свои практические тонкости. Во-первых, груз (имущество) должен быть определен так, чтобы его можно было идентифицировать, иначе есть риск признания договора страхования недействительным ввиду того, что стороны не согласовали существенное условие. Даже если у вашей компании оформлен генеральный полис страхования грузов на год, важно чтобы о каждом перевозимом грузе, в сохранности которого вы заинтересованы, вы предоставляли в страховую компанию информацию. Во-вторых, для перевозчиков и экспедиторов выгоднее заключать договор со страховой компанией самим. Если груз застрахован грузоотправителем, и его порча произойдет по вине перевозчика, то страховая компания, выплатив возмещение грузовладельцу, обратится с регрессным иском к перевозчику.