В настоящее время на белорусской-польской границе действует один пункт пропуска для грузового транспорта: это Козловичи – Кукурыки. Введенный Польшей с 1 июня запрет на въезд прицепов и полуприцепов с белорусскими и российскими номерами существенно усложнил уже отработанную за время действия санкций схему перегрузки/перецепки. Погранпереход со стороны Беларуси могут пересекать только фуры на европейской регистрации, возможность перецепки с российских и белорусских тягачей на европейские исключена. А с 3 июля начнет действовать аналогичная ответная мера Беларуси – запрет на перецепку зарегистрированных в Польше прицепов и полуприцепов.
Таким образом, единственным способом доставки европейских грузов через Польшу в Россию остается перегрузка на границе. Это сложнее и дороже, чем перецепка. Соответственно, сроки доставки увеличатся, тарифы – по крайней мере, на первом этапе – могут возрасти. Кроме того, владельцы грузов, для которых перегрузка в процессе доставки крайне нежелательна, будут нести серьезные дополнительные риски.
Тем не менее ситуация на погранпереходе «Козловичи – Кукурыки» не критичная. В первое время после закрытия МАПП «Бобровники – Берестовица» были сложности. Но сейчас рынок подстроился. Грузопоток между Европой и Россией через Польшу за время действия санкций существенно сократился. А с вступлением в силу белорусского запрета для польских прицепов станет еще меньше.
На этом фоне предложение транспорта превышает спрос на перевозку грузов. Соответственно серьезных оснований для роста ставок и их влияния на конечную цену товаров для потребителей мы не видим. Они могут возрасти, если поток грузов резко увеличится, и единственный действующий погранпереход на белорусско-польской границе станет «узким горлышком». Но это очень маловероятно в ближайшей перспективе.