В западном направлении сложились затруднения в продвижении и выгрузки. В основном из-за конкуренции с более высокодоходными грузами (сжиженный газ, другие нефтепродукты, лес).
В восточном направлении выход из Кемеровской области сравнительно небольшой, но с учетом активного роста погрузки в Минусинском, Иркутском и Канско-Ачинском угольных бассейнах на дальневосточные порты. Это позволяет уточнить реальное количество поездов – с поправкой на перевозку других грузов по горно-перевальным участкам (не предельное, но уже близкое к тому).
Не стоит забывать про лавинообразный рост контейнерных перевозок, которые, несомненно, выгоднее ОАО «РЖД» в финансовом отношении. К тому же они играют стратегическую роль для России.
С ростом перевозок сжиженных газов в направлении Балтийских портов после открытия Северного широтного хода, угольным маршрутам все меньше будет доставаться места на северо-западном направлении. И это, несомненно, правильный путь для увеличения прибыльности железных дорог России и развития севера Сибири. Но что делать угольщикам?
Удивительно, после открытия порта Сабетта никто из угледобывающих компаний не заинтересовался этим направлением. А на данный момент Кузбасс – Тюмень – Коротчаево – это наименее загруженный участок магистрали, к тому же практически на всем протяжении двухпутный. Да, есть проблемы, но проблемы, связанные с завершением ежегодного роста добычи угля по 5%, несут более значительные риски.
Почему никто из экспедиторов угля не берется за возведение угольного терминала в районе Обской губы, на правом берегу, в районе железнодорожного подхода порта Ямбург? Это надолго решило бы проблему вывоза угля из Кузбасского, Иркутского, Минусинского и Канско-Ачинского угольного бассейна к перевалке на море. После открытия порта Сабетта в районе Обской губы оживится движение ледоколов, не будет проблем с выходом на Северный морской путь; профиль Кузбасс – Тюмень – Новый Уренгой практически на всем протяжении равнинный, позволяет водить тяжеловесные поезда; перенаправление части вагонопотока из Восточной Сибири от дальневосточных портов позволит наращивать объемы погрузки на восток в Забайкальском крае.
При реализации данного проекта рекорд 2018 года по добыче угля в России – далеко не последний.