Особенно отстают сфера авиационного транспорта и качество дорожной инфраструктуры – по ним Россия даже не входит в первую сотню рейтинга стран Global Competitive Index. Однако, показатели и сроки возврата инвестиций, монополизированность отрасли не позволяют говорить о привлекательности для частных инвесторов. К примеру, средняя проектная окупаемость платной дороги в России составляет порядка 15–20 лет, в то время как частные инвесторы не готовы к таким срокам, учитывая наши макроэкономические риски, и предпочитают бизнесы со сроком возврата инвестиций не более 5–7 лет. Исключением для частных и зарубежных инвесторов могли бы стать инновационные транспортные технологии, но, к сожалению, в России даже на горизонте пока нет своего Илона Маска, предлагающего внедрять технологии типа Hyperloop, поэтому в ближайшее время эту задачу будет продолжать решать исключительно государство. Инвестировать в любом случае надо, так как именно данные инвестиции выступают фактором роста сопутствующих производств и обладают мультипликативным эффектом на экономику в целом, особенно для отраслей промышленности и строительства.
Вторая составляющая – более широкий взгляд на отрасль и инвестиции, и тут картина гораздо позитивнее. Мы видим серьезное оживление на рынке производства транспортной техники, в том числе и вагонов электропоездов. По нашей оценке, рост в единицах произведенной продукции последних составил более 40% в I квартале 2018 года по сравнению с I кварталом 2017-го. И это не только количественный, но и качественный рост – новые технологии позволяют повышать скорость перевозок и комфорт пассажиров. На рынке присутствует большое количество технологических партнерств российских и зарубежных производителей, идет активное внедрение инновационных технологий управления на транспорте. К счастью, пока мы не видим серьезного влияния внешнеполитической ситуации на международное сотрудничество в данных областях и надеемся, что позитивная динамика будет сохраняться.
Автор: Глеб Трофименко, директор бизнес-группы Промышленность, 3М Россия и СНГ
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.