Поскольку невозможно отменить санкции и вернуть международные морские линии, мы полагаем, что механизм нормализации ситуации может лежать в политической плоскости на уровне прямых переговоров между правительством РФ и такими странами, как Китай и Турция, способными помочь России в импорте и экспорте санкционного перечня товаров.
Отмечу, что с января по август 2022 года по сравнению с аналогичным периодом 2021-го наибольшие изменения коснулись перевозок химических и минеральных удобрений (+220%), зерна (+39%), рыбы (+41%), мяса и животного масла (+18%), продуктов перемола (+10%) и прочих продовольственных товаров (+23%).
Мы полагаем, что вырастет объем импорта практически всех включенных в санкционные списки товаров, на которые будет сохраняться спрос со стороны населения. Также, по нашим оценкам, возможно падение объема экспорта на фоне дальнейшей геополитической эскалации. Особенно при сохранении и укреплении текущего курса рубля по отношению к иностранным валютам.
Безусловно, сегодня есть спрос на ускорение транзитного грузопотока внутри страны Это обусловлено серьезными задержками в процессе транспортировки грузов на этапах до погрузки на железнодорожный транспорт: задержка в выделении контейнера под загрузку в стране поставщика, несвоевременная отправка контейнера в Россию, а также длительная разгрузка судна в порту Дальнего Востока. Ускорение транзита по железной дороге может частично нивелировать такие задержки.
При доставке ускоренными поездами сегодня наблюдается высокий спрос на комплектующие и сырье, участвующие в непрерывном технологическом процессе, а также на скоропортящиеся продукты, особо ценные товары и различные дефицитные позиции (электроника, полупроводники, автозапчасти, стоматологические изделия и т. п.), запасы которых иссякают.