Современные самокаты оснащаются электродвигателями и способны развивать скорость порядка 40 км/ч, а более продвинутые модели – 60 и даже 80 км/ч. При этом максимальная разрешенная скорость езды на СИМ – 25 км/ч.
Поэтому сложно понять, где же самокатчикам место – на дороге или все-таки на тротуаре. Как правило, человек, который управляет СИМ, не изучает теоретический материал ПДД. Отсюда нередки случаи создания аварийных ситуаций на тротуарах и дорогах. Правила, на самом деле, прописаны в ПДД (п. 24), и в них говорится: место для передвижения СИМ – велосипедные дорожки. При их отсутствии – тротуар, если масса СИМ не превышает 35 кг. При отсутствии велодорожек и тротуаров – обочина. По правому краю проезжей части дороги можно двигаться при соблюдении всех следующих условий: нет велодорожек, тротуаров и обочины, если на дороге разрешено движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч, а также движение велосипедов, и если СИМ оборудовано тормозной системой, исправными звуковыми и световыми сигналами.
Права и обязанности
«Начинать учить культуре вождения, как и любой другой культуре, нужно чем раньше, тем лучше. Несмотря на продажу ориентированных на подростков моделей квадроциклов, мопедов, мощных электросамокатов и других транспортных средств, нет единой политики внедрения каких-либо водительских навыков в образовательных учреждениях. Хотя для россиян сегодня (особенно для жителей городов-миллионников) это в первую очередь вопрос безопасности, который должен быть как минимум включен в курс ОБЖ с вручением по итогам обучения аналога водительского удостоверения – сертификата на право управления маломощной техникой», – считает генеральный директор компании «Мой Автопрокат» Дмитрий Матвеев.
Ведь именно незнание правил пользования самокатом часто становится причиной инцидентов.
Во-первых, запрещено кататься на одном самокате вдвоем. Такое правило введено не из-за прихоти компаний – владельцев СИМ и боязни упущенной выгоды, но из соображений безопасности: когда на узкую подножку встают два человека, самокат становится неуправляемым, хуже входит в повороты и хуже тормозит.
Во-вторых, пешеход всегда имеет приоритет перед СИМ при совместном движении.
В-третьих, при выезде из жилой зоны СИМ обязаны уступать движение всем участникам движения
В-четвертых, запрещено пересекать дорогу по пешеходному переходу, необходимо спешиваться.
Самокат – не автомобиль, но средство повышенной опасности, и управлять им можно только в трезвом виде.
Самокатный дозор
В 2023 году в ДТП с участием средств индивидуальной мобильности (СИМ) погибло 43 человека – в два с лишним раза больше, чем в 2022-м. Всего в прошлом году в России зафиксировано 3,1 тыс. аварий с участием СИМ, в которых получили ранения почти 3,2 тыс. человек.
Например, сейчас в Сочи расследуют уголовное дело по факту наезда на трехлетнего ребенка. 17 июня его сбил подросток на электросамокате. Сервис проката самокатов Whoosh заблокировал аккаунт 14-летнего водителя и оштрафовал его на 10 тыс. рублей.
«На прошлой неделе вице-спикер Госдумы Владислав Даванков предложил создать электросамокатную полицию, обращение направлено главе МВД. Это хорошая идея –электротранспорт необходимо регулировать, потому что в РФ он очень стихийно развивается, и это небезопасно. В ДТП с участием самоката, как правило, все плохо заканчивается для водителя самоката и чаще всего именно он виноват, потому что не знает ПДД и не изучил правила эксплуатации этого транспортного средства. В нашей стране нужно формировать культуру езды на электротранспорте на уровне власти. Правовое преследование нарушителей ПДД в России на сегодняшний день, к сожалению, хромает. Чтобы реально решить проблему транспортной дисциплины на дорогах, ее нужно ужесточить, а также доработать законодательство в сфере дорожного движения (чтобы обеспечить безопасность не только пешеходов, но и тех, кто использует самокат или велосипед)», – комментирует Д. Матвеев.
Что говорят документы
На текущий момент с точки зрения ПДД СИМ являются транспортным средством, а по КоАП такие средства передвижения под это определение не попадают и фактически приравниваются к велосипедам. Поэтому и ответственность за правонарушения аналогичная: штраф для водителя СИМ за нарушение любого пункта правил дорожного движения составляет 800 рублей за исключением нарушений, создающих помехи в движении транспортных средств, совершенных в состоянии опьянения, а также повлекших причинение вреда здоровью потерпевшего.
Последний пункт недавно разъяснил Верховный суд РФ в дополнениях к постановлению 2008 года «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств». Согласно им теперь причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности или смерть потерпевшего из-за нарушения ПДД управляющим самокатом подпадает под ст. 268 УК РФ «Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта».
«Лица, управлявшие транспортными средствами, не относящимися к <…> механическим транспортным средствам (например, средством индивидуальной мобильности или велосипедом), либо использовавшие для передвижения иные средства (в частности, самокат) и допустившие нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, при наличии к тому оснований несут ответственность соответственно по частям 1, 2 или 3 статьи 268 УК РФ», – говорится в проекте постановления.
Максимальный срок наказания по статье составляет до 7 лет лишения свободы.
Важно подчеркнуть: правоприменение статьи 268 УК РФ актуально для всех ТС, которые не относятся к механическим, и в отношении которых применение статей УК, характерных для механических ТС, некорректно (в числе механических: автомобили, мопеды, мотоциклы, автобусы, трамваи, трактора и прочее – ТС, для управления которыми необходимы права средствам передвижения).
Ранее в случае с ДТП с тяжким вредом и смертельным исходом встречались практики применения ст. 118 («Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности») и 109 УК РФ («Причинение смерти по неосторожности»), в соответствии с которыми нарушителю грозили арест на срок до 6 месяцев и ограничение свободы, принудительный труд и лишение свободы до 3 лет соответственно. Кроме того, часто приходилось сталкиваться со спорными ситуациями: СИМ – это «пешеход» или транспортное средство.
Так, в 2023 году в Рязани водитель авто при повороте налево не убедился в безопасности маневра и наехал на двигавшегося навстречу самокатчика. На основании того, что последний не имеет навыков участия в дорожном движении, так как не проходил обучение и не имеет ВУ, ему выписали штраф в размере 1000 рублей за «нарушение правил дорожного движения пешеходом, повлекшее создание помех в движении транспортных средств», приравняв к пешеходу.
В Тамбове мужчину лишили водительского удостоверения и оштрафовали на 30 тыс. рублей за езду в самокате в нетрезвом виде. Дело в том, что мощность самоката попала под определение мопеда по закону, что позволило квалифицировать нарушение как управление ТС в нетрезвом виде.
Самозащита
На днях в Санкт-Петербурге водитель авто сбил 14-летнего подростка, пересекавшего проезжую часть в неположенном месте. Медики диагностировали у школьника ссадины и ушиб левого локтя.
Несмотря на то, что и автомобиль, и самокат с точки зрения ПДД, а теперь и УК приравниваются к транспортному средству, в случае ДТП водители автомобилей защищены законом об ОСАГО, тогда как для самокатов такая опция страхования не предусмотрена.
«Тем, кто использует СИМ, страховые компании рекомендуют застраховать риск причинения вреда собственному здоровью (страховка от несчастного случая) и риск причинения вреда здоровью и имуществу других людей. Но, как показывает практика, такие виды страхования у наших соотечественников, к сожалению, не популярны», – добавляет Д. Матвеев.