+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
13.01.2025 16:30:50
Логистика / Обзоры
РЖД-Партнер

Импорт автомобилей растет, но в обход железнодорожной сети

Погрузка автомобилей на железнодорожной сети превысила 439,5 тыс. т в 2024 году. Для сравнения, годом ранее погружено чуть менее 456,4 тыс. т.
Импорт автомобилей растет, но в обход железнодорожной сети
Почти 1,6 млн автомобилей реализовано в России в 2024 году, годом ранее – 1,32 млн машин. Об этом в начале 2025 года сообщил первый вице-премьер РФ Денис Мантуров в беседе с журналистами. Большая часть транспортных средств – импорт.
«Автостат Инфо» констатирует: Китай ввез в Россию чуть более 839 тыс. ед. автомобилей. Страна официально поставляет более 30 брендов. Доля китайских брендов растет даже в премиум-классе.
В числе лидеров спроса – Haval. Объем регистраций с января по ноябрь 2024-го вырос на 82%, до 176,6 тыс. ед. Chery нарастили продажи за этот период на 37%, до 145,4 тыс. ед. Geely тоже в тройке лидеров, число регистраций – 141 тыс., что на 75% больше, чем годом ранее.

Рост продаж
В 2025 году объем рынка согласно отраслевой стратегии автопрома сохранится на уровне 2024 года. По плану будет реализовано 1,58 млн ед. автотехники. Об этом сообщил глава Минпромторга РФ Антон Алиханов. Он подчеркнул, что большая часть реализованной техники будет сделана в России. Минпромторг намерен увеличить производство к концу 2025 года до уровня в 1,1 млн ед. Цифры Алиханов называл «достаточно амбициозными».

Но даже для производства отечественных авто необходимы поставки из-за рубежа. Максим Соколов, президент автомобильного концерна «АвтоВАЗ» сообщал: российский автомобиль – это почти 4,5 тыс. различных компонентов, из них более 1,5 тыс. – импортного производства. И заместить иностранные узлы и комплектующие невозможно, так как они не имеют отечественных аналогов. В конце мая 2024 года вице-президент по продажам и маркетингу Дмитрий Костромин заявлял, что «АвтоВАЗ» перешел работать на советскую модель работы – держать запасы необходимых комплектующих на своих складах. Сообщалось, что российскому производителю не хватает пластиковых крышек для кнопок «ЭРА-ГЛОНАСС», элементов отделки салона, а также облицовок магнитол, которые крепятся на клипсах.

Итого по итогам года «АвтоВАЗ» произвел 525 525 российских авто. Между тем Д. Мантуров утверждает, российский автопром располагает мощностями, достаточными для выпуска около 3 млн единиц техники, что соответствует историческому пику спроса на машины в РФ и является оптимальным для отрасли.
«На пике авторынок России составлял 3 млн ед. И мы создали производственные мощности на 3 млн. Поэтому я считаю, что количество автозаводов, которое у нас сейчас имеется – оптимальное», – сказал он в начале января в беседе с журналистами.

Перевозки падают
Более 50 тыс. транспортных средств перевезено Федеральной пассажирской компанией по железной дороге за последние 12 лет, с 2012 года. Отчета по перевозке в 2024-м в вагонах-автомобилевозах компания не предоставляет. Известно, что еще 10 автомобилей в этом году перевезли в контейнерах типа open-top. Однако, по данным аналитиков «Автостат Инфо», из Китая в Россию импортировано чуть более 839 тыс. автомобилей. Автомобили обходят железнодорожную сеть из-за высокой стоимости транспортировки, утверждают эксперты. Базовая ставка аренды вагона-автомобилевоза к концу 2024 года достигла 4 тыс. руб., годом ранее – 2,7 тыс., данные содержатся в исследовании РЖД-Партнера.

Перевозка автомобилей по железнодорожной сети осуществляется в специализированном подвижном составе или в крупнотоннажных контейнерах. Но в контейнерах автомобилям нельзя гарантировать сохранность внешнего вида, утверждают участники рынка. А специализированный подвижной состав в дефиците. В мае 2024 года RM Rail на российско-китайском ЭКСПО в Харбине представила модель вагона-автомобилевоза, разработанного по заказу китайской автомобильной компании Sino-Worlink International Supply Chain Management Co., Ltd. Российский производитель намерен поставить грузовой вагон в серию.
«Новый тип вагона, который планируется создать в сотрудничестве с «РМ Рейл», повысит эффективность предлагаемых логистических решений для производителей авто из Китая и увеличит пропускную способность железнодорожных магистралей», – отметила заместитель директора группы Sino-Worlink Жао Хао.
А в сентябре прошлого года впервые легковые машины из Китая в Кузбасс в отправили в открытом подвижном составе. Для защиты груза от внешних воздействий контейнеры типа open-top оснащены тентом. Все десять машин выгрузили в терминально-логистическом центре станции Кемерово-Сортировочное Западно-Сибирской железной дороги. Первая прямая поставка китайских автомобилей в открытых контейнерах положила начало выстраиванию новой логистической цепочки, когда автомобили из Китая идут сразу в дилерские центры страны, минуя распределительный центр в Москве.

«Проект позволяет расширить спектр предоставляемых компанией терминально-складских услуг и номенклатуры перебарываемого груза на таможенном складе», – пояснила начальник отдела транспортного обслуживания Кузбасского агентства фирменного транспортного обслуживания Евгения Мочалова.
ФПК и в 2024 году, как и предыдущие 12 лет, предлагает пассажирам путешествовать вместе с автомобилем. Для этого к пассажирским вагонам прицепляют автомобилевозы. Один вагон вмещает 3–4 легковых автомобиля или 14 мотоциклов с учетом их габаритов и безопасного расстояния между ними. По данным пресс-службы РЖД вагон, во-первых, оборудован специальными приспособлениями и упорами для крепления транспортного средства, а также системой пожарной сигнализации и охраны. А главное, специально обученными приемосдатчиками.
«Они осуществляют погрузку/выгрузку транспортного средства, оформляют опись транспортного средства, обеспечивают сохранность транспортного средства и личных вещей отправителей в пути следования», – сообщает пресс-служба РЖД.

Сегодня машины в автомобилевозах транспортируют по маршрутам Котлас – Воркута, Москва – Адлер, Москва – Анапа, Москва – Владивосток, Москва – Санкт-Петербург, Санкт-Петербург – Адлер, Санкт-Петербург – Воркута, Хабаровск – Новый Ургал, запустили в тестовом режиме автовозы по маршруту Москва – Хабаровск. Однако за 12 лет таким способом переведено всего 50 тыс. автомобилей.
Впрочем, операторы – собственники автомобилевозов готовы доставить автомобили в любую точку России. Диапазон ставок аренды автомобилевозов, по информации аналитиков РЖД-Партнера, к концу 2024 года составил от 3,5 тыс. до 6,7 тыс. руб. Для сравнения, годом ранее ставки варьировались от 3,2 тыс. до 3,6 тыс.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions