Привилегированные акции «Транснефти» (обыкновенные акции компании не торгуются, поскольку на 100% принадлежат государству) потеряли существенно меньше – только 16,4%. Прокачка нефти по трубопроводам компании осуществлялась в обычных объемах, но цены на нефть упали из-за снижения спроса и разрыва сделки ОПЕК+. Новая сделка потребует гораздо большего снижения нефтедобычи, из-за чего можно ожидать снижения объемов прокачки нефти, в том числе и на экспорт.
Одной из самых пострадавших от эпидемии компаний стал «Аэрофлот». Его акции до середины февраля еще показывали рост на выходе хорошей финансовой отчетности и ожидании дивидендов.
«В итоге за квартал акции Аэрофлота потеряли 36,7% стоимости. Несмотря на снижение стоимости топлива, авиаперевозчика ждут потери – пришлось отменять зарубежные рейсы, сокращать внутренние, экстренно эвакуировать туристов из других стран. Снижения пассажиропотока и падение выручки в этом году уже не избежать», – комментирует А. Калачев.
На низколиквидных акциях авиакомпании «ЮТэйр» ситуация отразилась в меньшей степени, если формально сравнивать цены на начало и конец квартала. Но низкая ликвидность дает высокую волатильность – акции «ЮТэйр» летали от максимума до минимума от 8,1 до 5,78 руб. за единицу. Но в итоге они потеряли за квартал 9,5%, упав до 6,4 руб. У компании по-прежнему большие убытки и большие долги, эпидемия тут мало что добавила.
Акции НМТП (Новороссийского морского торгового порта) также снизились менее прочих – всего на 8,2%. Их поддерживали рост грузооборота, хорошая финансовая отчетность и ожидания дивидендов. Компания в прошлом году продала банку ВТБ Новороссийский зерновой терминал, за счет чего увеличила прибыль и сократила долги.
Акциям другого транспортного оператора – ДВМП (Дальневосточное морское пароходство, входящее в транспортно-логистическую группу FESCO) повезло в меньшей степени, они потеряли в I квартале 36,5% стоимости. Сказались неопределенность с составом акционеров (группу контролировал Зиявутдин Магомедов) и снижение торговли с Китаем в период эпидемии COVID-19.
Акции «Трансконтейнера» проявляли завидную устойчивость: они не упали, а даже чуть выросли – на 0,9%.
«Это, в общем, неудивительно. Группа «Дело», купившая у РЖД контрольный пакет акций «Трансконтейнера» объявила о намерениях выкупить их все. Группа «Дело» опубликовала обязательное предложение о выкупе акций «Трансконтейнера» у других, что не дает цене акций падать», – полагает эксперт-аналитик А. Калачев.
И последнее, что можно упомянуть среди бумаг транспортной отрасли, это акции ГТМ (ПАО «Глобалтрак Менеджмент») – компании, управляющей активами Globaltruck, одного из крупнейших автомобильных грузовых перевозчиков России и ведущего перевозчика на Урале и в Сибири. Они низколиквидны на бирже, и поэтому любой приход на рынок сколько-нибудь серьезного продавца или покупателя сильно меняет цену. В I квартале 2020 года акции ГМТ упали на 50,1%, с 58,7 до 29,3 руб. за ед. Но уже к сегодняшнему дню отыграли большую часть этого падения, вернувшись до 51,5 руб. за ед.
«Прогнозы на II квартал противоречивы. С одной стороны, именно на него должен прийтись пик распространения эпидемии COVID-19 на территории РФ, падение мобильности и режим самоизоляции. Соответственно, снижение деловой активности бизнеса и мобильности населения. С другой стороны, фондовый рынок отражает в ценах акций не только прошлое и настоящее, но и будущее – ожидание скорого окончания эпидемии и начала восстановления экономики», – считает А. Калачев.