«Один пояс – один путь» является масштабной китайской инициативой, отмечает директор Института Китая и современной Азии Кирилл Бабаев. Недавно власти КНР объявили о том, что в развитие проектов, подпадающих под эту концепцию, дополнительно будет направлено около $50 млрд.
«Планы становятся все более амбициозными. Еще 10 лет назад, когда об этой инициативе только заявлялось, она рассматривалась как некая отсылка к древнему Шелковому пути, соединявшему Европу и Азию. Сейчас география инициативы существенным образом расширилась. Она теперь включает страны Тихого океана, юго-восточной, южной Азии, Африки, Латинской Америки», – перечислил К. Бабаев.
Амбициозная идея
Как заявил на этой неделе председатель КНР Си Цзиньпин, Китай продолжит продвигать расширение инфраструктурной взаимосвязанности на пространстве Евразии и за ее пределами.
В руководстве РФ заявляют, что данная интеграционная повестка отвечает интересам страны, в том числе с точки зрения развития инфраструктуры.
В частности, речь идет о формировании МТК «Север – Юг», а также о планах по созданию Северо-Сибирской железной дороги (ее строительство задумывалось еще в начале 2000-х годов как северный дублер Транссиба) и Северного широтного хода, предусматривающего выход к портам полуострова Ямал.
При этом рассматривать сегодня Россию как мост для транзита между Азией и странами Евросоюза сложно. Транзитные перевозки в настоящее время упали до минимальных значений.
Если объем контейнерного транзита из Китая в Европу через РФ в 2021 году составлял 30-40 тыс. TEU в месяц, то в I полугодии 2023-го упал примерно до 11–13 тыс. Аналогичная динамика и в направлении Европа – Китай: ежемесячный трафик сократился с 15–20 тыс. до 6–7 тыс. TEU.
Серьезным образом снизили перевозки Нидерланды, Бельгия, Венгрия, Германия, Польша, хотя на последнюю приходится более 80% трафика из Китая. В зеленой зоне оказалась лишь Италия, но объемы отправок у нее через Россию крайне незначительные.
Подходы к границе
Драйвером роста перевозок между РФ и КНР, естественно, служит импорт и экспорт. Это видно, в том числе, по объемам грузооборота сухопутных пунктов пропуска.
«Мы приросли практически по всем переходам, – говорит начальник ДВЖД Евгений Вейде. – При этом мостовой переход Нижнеленинское – Тунцзян, который мы открыли в ноябре прошлого года, в этом году заиграл другими направлениями: мы везем импорт в контейнерах. Это начало…переход будет развиваться».
Вероятно, именно за счет приграничных направлений в ближайшие годы будет происходить сопряжение транспортных систем обоих стран. В высокой степени проработки сейчас идея организации перевозок через переход Джалинда – Мохэ. На первом этапе планируется, что он будет работать как пункт пропуска смешанного типа, в дальнейшем будет возведен железнодорожный мост.
Заинтересованными сторонами в этом проекте выступают провинция Хэйлунцзян и Якутия. На этой неделе представители территорий провели очередные переговоры.
Что нам стоит погранпереход построить?
По информации руководителя китайской компании «Дэ Шо» Дун Юн Бина, пункт пропуска смешанного типа с необходимой инфраструктурой со стороны КНР будет готов к работе в ноябре текущего года.
В свою очередь руководство «Железных дорог Якутии» и Харбинской корпорации «Китайских железных дорог» обсудили технологию работ и строительство железнодорожной инфраструктуры погранперехода.
«Мы договорились провести обмен рабочими группами. Республика Саха (Якутия) крайне заинтересована в реализации международного пункта пропуска Джалинда - Мохэ для перевозок грузов из Якутии и импорта товаров народного потребления из КНР по ближайшему пути», – заявил гендиректор АО «АК «ЖДЯ» Василий Шимохин.
В сфере внимания сегодня и другие направления. На последнем заседании рабочей группы по пунктам пропуска в рамках российско-китайской комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств рассмотрены перспективы возобновления работы автомобильного перехода Полтавка – Дуннин, планы по строительству железной дороги Приаргунский – Хэйшаньтоу, изменения классификации пункта пропуска Большой Уссурийский – Хэйсяцзыдао с пассажирского на грузопассажирский.
Стороны также изучили возможности создания и эксплуатации новых видов сообщений через границу: грузовых конвейерных, канатных, а также рельсовых на магнитной тяге. Кроме того, выработаны предложения по изменению распорядка работы действующих пунктов пропуска в сторону увеличения времени их работы.