Как сообщил заместитель гендиректора АНО «Дирекция международных транспортных коридоров» Сергей Сабуров, в топ-5 стран, отправляющих грузы транзитом через Россию, входят Казахстан, Белоруссия, Китай, Южная Корея и Польша. Главными же получателями транзитных товаров выступают Китай, ОАЭ, Турция, Бразилия и Великобритания.
Более 2/3 грузопотока, который принимается Россией, затем направляется через морские порты РФ.
«То есть по большому счету это внутриконтинентальные перевозки из стран, которые не имеют прямого выхода к морю, мировому океану. Это, скорее всего, торговля с иными материками или странами, осуществить перевозку в которые внутриконтинентальным способом не представляется возможным», – констатирует С. Сабуров.
Дать выход к другим материкам
Основная часть международного трафика, в том числе принимаемого с Запада, следует через терминалы Северо-Западного бассейна. В прошлом году они обеспечили перегруз более 20 млн т транзитных грузов, или 55% от общего объема транзита. Порты Азово-Черноморского бассейна обслужили 4,5 млн т, или более 11%.
Таким образом, Россия даже в условиях санкций сохраняет статус-кво транзитера с учетом своей географической расположенности и наличия транспортных сообщений.
Между тем почивать на лаврах рано, поэтому следует развивать инфраструктуру, причем не только на подходах к портам, но и на магистральных направлениях.
«Транзитный поток через Монголию к портам Северо-Запада не поедет, несмотря на то что имеются свободные провозные мощности у портов и в самих портах, если груз не проедет по участку железной дороги между Пермью и Екатеринбургом, где «железка» забита на 100%», – резюмирует С. Сабуров.
Транзит по небу
Транзитные перевозки продолжают выполняться и через воздушное пространство России.
Как напомнил руководитель управления регулирования перевозок и международного сотрудничества Росавиации Лев Косинов, через РФ проходит целая сеть воздушных коридоров (транссибирские, трансазиатские, трансполярные, трансвосточные и кросс-полярные трассы), позволяющих авиаперевозчикам сократить продолжительность полета.
По его словам, динамика интенсивности использования воздушного пространства России в период с 2016 по 2019 год показывала стабильный рост – примерно по 8% ежегодно. С 2020 года во время пандемии произошло снижение транзитных полетов до уровня 2016-го. В 2021-м, когда начали отменяться ковидные ограничения, снова был зафиксирован рост – на уровне 20%. Но с 2022 года интенсивность снова сократилась, сказал представитель Росавиации, правда, не уточнив, насколько произошло снижение.
Сегодня немало стран облетают воздушное пространство России, хотя, к примеру, неиспользование кросс-полярной системы маршрутов американскими авиакомпаниями увеличивает время полета более чем на два часа и приводит с дополнительным расходам порядка $40 тыс. за один рейс, сообщил Л. Косинов.
«Обход трансвосточной азиатской или трансазиатской системы маршрутов увеличивает полетное время на час или полтора в зависимости от пунктов отправления и назначения», – уточнил Л. Косинов.
Перевозчики, которые сегодня используют воздушное пространство России (авиакомпании КНР, ОАЭ, Катара, Индии, Филиппин), имеют же определенные преимущества, добавил он.
Тем не менее РФ продолжает работу над дальнейшей оптимизацией системы транзитных полетов, в том числе для повышения доступности, безопасности перевозок, привлечения в российское воздушное пространство новых пользователей, заверил представитель Росавиации.