Рост ВВП обеспечили три ключевых сектора. Два из них – в сфере выпуска товаров: промышленность (в первую очередь за счет сырьевого сектора, +9,4%), и строительство (+5,9%). Третий – в сфере услуг: транспорт и складирование (+3,9%).
Примечательно, что транспортно-логистический сектор – стабильный драйвер сервисной сферы – лидировал также по итогам 2016 года (ИФО – 103,5%), как и в 2015 (ИФО – 105,7%).
Интеграция Казахстана в международные транспортно-коммуникационные потоки заложена в Плане нации – это 65-й шаг из 100 шагов по 5 институциональным реформам, принятым в мае 2015 года.
Примечательно, что уже в I полугодии 2015-го доля инфраструктурного сектора от ВВП выросла до 8%, против 7,2% в аналогичном периоде 2014-го. Ранее вес сектора в валовом внутреннем продукте лишь немного превышал 6%. По итогам I полугодия 2017-го доля транспортно-логистической отрасли составила 8,2% от ВВП.
Развитие инфраструктуры предусматривает создание мультимодального транспортного коридора «Евразийский трансконтинентальный коридор», который позволит осуществить беспрепятственный транзит грузов из Азии в Европу. Транспортный коридор включает:
– первое направление – через территорию Казахстана, Российской Федерации и далее в Европу;
– второе направление – через территорию Казахстана от Хоргоса до порта Актау, далее по Каспийскому морю в Азербайджан, а затем через Грузию.

Создание Евразийского трансконтинентального коридора коррелирует с программой Китая «Один пояс – один путь» и китайским проектом «Экономический пояс «Шелкового пути», который поддержал Казахстан. ЭПШП состыкован и с госпрограммой «Нурлы жол». Это позволяет не только развивать инфраструктурный потенциал РК, но и активно привлекать инвестиции из КНР и от международных институтов развития.
Так, в 2017 году на реализацию проектов «Нурлы жол» было выделено 356,2 млрд тенге (в том числе 143,5 млрд – из Национального фонда), используемых для продолжения строительных работ по проектам Центр – Юг, Центр – Восток, Бейнеу – Актау, Актобе – Атырау, Капшагай – Талдыкорган, Астана – Петропавловск и Уральск – Каменка общей протяженностью 1,2 тыс. км. За счет бюджетных средств начата реализация 4 новых проектов: Бейнеу – Акжигит, Щучинск – Зеренда, Таскескен – Бахты, Ушарал – Достык.
За счет займов международных финансовых институтов (МБРР, АБР, ЕБРР, ИБР и Эксимбанка КНР) начнется реализация 10 проектов протяженностью 2,184 тыс. км: Талдыкорган – Усть-Каменогорск, Курты – Бурылбайтал, Мерке – Бурылбайтал и т. д. Уже подписано соглашение о займе с АБР по участку автодороги Кандыагаш – Макат. По участкам автодорог Актобе – Кандыагаш, Атырау – Астрахань, финансируемых за счет займа «Исламского банка развития», подписание соглашений планируется в II полугодии 2017-го.
В общем планируется охватить строительством и реконструкцией 4,4 тыс. км автодорог, и задействовать порядка 100 тыс. человек. Будут использоваться более 95% материалов казахстанского производства.
Общий объем инвестиций в основной капитал транспортно-логистического сектора достиг за январь – июль 2017 года 569,4 млрлд тенге – это на 12,5% больше, чем в аналогичном периоде годом ранее. Инфраструктурная отрасль, как один их ключевых центров инвестпритяжения, обеспечивает уже 14,1% от всего портфеля капитальных инвестиций в РК, против 13,8% в прошлом году.

РК напрямую участвует в трех направлениях Евразийского трансконтинентального коридора и ЭПШП:
– Китай – Казахстан – Россия – Европа, с выходом к Балтийскому морю;
– Китай – Казахстан – Азербайджан – Грузия – Турция – Европа, в рамках международной программы TRACECA, с выходом к Черному и Средиземному морям;
– Китай – Казахстан – Туркменистан – Иран – Пакистан, с выходом к Персидскому заливу и Индийскому океану.
В рамках реализации проекта ЭПШП завершается строительство казахстанского участка международного транспортного маршрута – автомобильной дороги Западная Европа – Западный Китай. Коридор в настоящее время уже открыт для движения, хотя некоторые участки еще достраиваются/реконструируются (например, достраивается тоннель на участке Шымкент – граница Жамбылской области).
В тесной связке с автодорогой Западная Европа – Западный Китай и железнодорожной станцией Алтынколь функционирует сухой порт, входящий в СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота». С начала введения в эксплуатацию, по данным официального портала www.europe-china.kz, уже обработана 191 тыс. контейнеров (2015 год – 14 тыс. контейнеров, 2016 год – 87 тыс. и за 6 месяцев 2017 года – 90 тыс.).
Запущенный в рамках «Нурлы жол» железнодорожный паромный комплекс порта Курык с начала года перевалил 420 тыс. т грузов. До конца года через данный терминал планируется перевалить порядка 1 млн т.
За 7 месяцев текущего года объем перевезенных по РК грузов и багажа достиг 2,07 млрд т – на 3,6% больше, чем годом ранее. При этом объем грузов, перевезенных по ж/д, увеличился сразу на 15,7%, грузовым автотранспортом – на 2,1%.

Наряду с грузоперевозками растут и пассажироперевозки: +1% год к году, до 12,75 млрд пассажиров. Вырос и пассажирооборот – на 3,3% за год, до 151,8 млрд пасс.-км.
Грузооборот увеличился еще заметнее – на 7,6% за год, до 305 млрд т-км. При этом грузооборот по железной дороге вырос на 11,3%, грузовым автотранспортом – на 0,7%.
