Анализ проводился на основании опубликованных вакансий в городах с численностью населения от 500 тыс. до 1 млн человек: Хабаровске, Пензе, Иркутске, Саратове, Тюмени, Томске, Ульяновске, Ижевске, Барнауле, Ярославле, Владивостоке, Оренбурге, Рязани, Набережных Челнах, Астрахани, Кирове и Липецке.
Крановщику автокрана в Хабаровске предлагают от 140 до 160 тыс. руб., это немногим меньше, чем предлагают заместителю гендиректора, начальнику производственно-технического отдела и врачу.
На 5 месте по размеру зарплатного предложения (от 110 тыс. руб.) в Пензе находится водитель бензовоза.
Попасть в Топ
В Тюмени водителю манипулятора готовы выплачивать от 140 тыс. руб. – больше, чем инженеру по эксплуатации платежной платформы и эксперту по проектированию.
В Ярославле больше всех готовы платить водителю категории Е – от 146 до 255,3 тыс. руб. На втором месте – вакансия машиниста экскаватора (160 тыс. руб.). Это больше, чем предлагают ЛОР-врачу, начальнику участка электрохозяйства и руководителю торгового отдела.
Также две вакансии водителей категории Е в топе зарплатных предложений в Оренбурге. В одном случае специалисту готовы платить от 147 до 185 тыс. руб., а во втором – от 80 тыс. руб.
В Рязани водителя категории С ищут на зарплату о 100 до 150 тыс. руб. – больше, чем предлагают директору санатория и главному инженеру проекта.
В Набережных Челнах работа водителя-экспедитора категории В оценивается в 85 тыс. руб., больше, чем работа ветеринарного врача и слесаря.
В Астрахани активно ищут менеджеров по логистике – в топе такие вакансии заняли два места, с зарплатами от 70 и от 100 тыс. руб. соответственно.
В Липецке водителю автопогрузчика предлагают от 116 тыс. руб. Выше, чем эмбриологу.
Зарплатная неопределенность
По сравнению с аналогичным исследованием за апрель, вакансии водителей и логистов сместились с первых мест рейтинга, уступив вакансиям руководителей высшего и среднего звена, IT-специалистам, врачам, менеджерам по продажам и работе с клиентами, инженерам, квалифицированным рабочим.
Стоит отметить и падение зарплатного предложения. Если прежде предлагаемый уровень заработной платы в числовом выражении чаще доходил до 200 тыс. руб. и иногда превышал эту планку, то сейчас в большинстве случаев можно увидеть неопределенные «от 100 тыс. руб.».
«Темпы роста заработных плат и спроса на водителей действительно преодолели плато и начали медленно снижаться. На это повлияло несколько факторов, одним из которых является сильное давление по кредитным и лизинговым платежам, которое испытывают компании из-за высокой ключевой ставки. Учитывая, что на фонд оплаты труда приходится до 30% расходов транспортных компаний, очевидно, что многие перевозчики вынуждены затягивать пояса. Особенно тяжело небольшим компаниям, так как им сложнее выдерживать заданный темп, – подчеркивает Екатерина Кирилина, директор по персоналу транспортной компании Delko. – Мы прогнозируем, что в ближайшие полгода изменится топ компаний, которые массово нанимают водителей и задают зарплатную планку. Вряд ли спрос на водителей-экспедиторов станет меньше, но зарплаты могут снизиться на 10–15%».
Исследование, проведенное в начале июня, уже отражало текущую тенденцию. Так, в вакансии водителя-экспедитора в Волгограде зарплатное предложение хоть и опережало главного архитектора проекта и представителя банка, но было неопределенно отмечено «от 100 000 руб.».
В Воронеже водителю-экспедитору (категории Е) также предлагали от 100 000 руб., и это выше, чем у руководителя филиала и агронома-технолога.
Водитель категории Е (от 100 тыс. руб.) и водитель погрузчика (85–115 тыс. руб.) требовались в Омске.
«Уровень вакантных рабочих мест в отрасли, по нашим оценкам, составляет не менее 13%. Зарплаты водителей постоянно растут, в размере тарифа расходы на них уже превышают 30%, что не может не отражаться на себестоимости перевозок. Сейчас заработная плата дальнобойщика составляет 180 тыс. руб. после уплаты налогов. Но и на эти деньги водителя с опытом найти сложно. По нашему мнению, ни до конца года, ни в следующем году, ни в текущей геополитической ситуации окончательного решения данной проблемы не предвидится», – считает директор по развитию бизнеса SOTA Logistic Игорь Чернышев.