Положения концепции разрабатывались при участии ОАО «РЖД», правительства Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Концепция предусматривает развитие пригородных и внутригородских перевозок пассажиров по железной дороге. На первом этапе ее реализации планируется вывод из города транзитного грузового движения за счет строительства Северо-восточного и Юго-западного железнодорожных обходов.
Кроме того, планируется увеличить объемы и организовать тактовое движение поездов до Выборга, Всеволожска, Красного Села, Колпина и Тосно, Павловска, Гатчины, Белоострова и Ораниенбаума, железнодорожное сообщение с аэропортом Пулково, а также запустить электропоезда по маршруту Санкт-Петербург-Финляндский – Левашово – Сертолово.
Вторым этапом станет создание маршрутов электропоездов Белоостров – Ораниенбаум, Гатчина – Токсово во внутригородской части Санкт-Петербургского железнодорожного узла.
Это позволит добираться из южных районов агломерации в северные без дополнительных пересадок. Организация таких маршрутов позволит создать новые пересадочные узлы, разгрузить головные вокзалы, сбалансировать нагрузку на городской транспорт и автомагистрали.
Строительство Северо-восточного железнодорожного обхода (Павлово-на-Неве – Орехово) и Юго-западного обхода (Владимирская – Бронка), реконструкция Южного полукольца Рыбацкое – Предпортовая – Автово со строительством второго главного пути позволят обеспечить бесперебойный пропуск грузовых поездов к портам Финского залива.