На курорты Греции, Хорватии, Кипра, Кубы самолетом можно добраться, но с серьезными ограничениями. Чаще всего доступно от 2 до 7 рейсов в неделю, в то время как в летнем сезоне 2019 года по этим массовым туристическим направлениям выполнялось до 10 рейсов в день только из Москвы. Это влияет на стоимость авиабилетов и на спрос.
Как отметили в АТОР, исключение составляет только Турция: количество рейсов по направлению из российских городов неограниченно, но всего в России принимать и отправлять международные рейсы сейчас могут 42 региона (в 2019 г. – 78).
В 2019 году рейсы в Турцию летали в разные периоды сезона из 48–52 городов РФ. По данным АТОР, перевозка в Турцию на данный момент выполняется примерно из 30 регионов России.
Множество популярных у туристов направлений остаются закрытыми и по сей день. Одни – ввиду строгих условий въезда со стороны зарубежной страны, другие – из-за запрета оперштаба. В их числе – Тунис (закрыт оперштабом), Черногория (закрыта оперштабом), Испания (закрыта оперштабом, не принимает российских туристов), Италия (не принимает туристов), Таиланд (закрыт оперштабом, принимает россиян только с карантином), Вьетнам (закрыт оперштабом, не принимает туристов), Индия (не принимает туристов).
Эксперты считают, что произошедшее с конца июля – начала августа расширение авиаперевозок в целом незначительно отразится на рынке: к середине июля программы перевозчиков по массовым емким направлениям уже сверстаны, и их изменение требует времени. Кроме того, билеты у перевозчиков на зарубежных маршрутах стоят намного дороже, чем в 2019 году.
Например, по таким популярным туристическим направлениям, как Греция, Хорватия, Кипр, Болгария, ОАЭ, в зависимости от периода стоимость авиабилетов выросла в 2–3 раза по сравнению с 2019-м. Если раньше билеты в эти страны можно было купить за 20–25 тыс. руб., то сейчас – около 50 тыс. руб. туда и обратно.
Кроме того, большинство экспертов склоняются к признанию того факта, что туроператорам с текущими объемами авиаперевозки по массовым направлениям и серьезными ограничениями на чартеры может быть проблематично до конца 2021 года выполнить все 100% обязательств по «ковидным» турам, не состоявшимся в 2020 году из-за начала пандемии.