Экспедитор выпустил заявление в котором предупреждает о возможности того, что не сможет выполнить взятые на себя ранее контрактные обязательства из-за действия форс-мажорных обстоятельств, а именно массовых отмен и задержек рейсов из-за пандемии вируса COVID-19.
Форс-мажор –это юридическая концепция, в соответствии с которой сторона договора может избежать ответственности за неисполнение договора при наступлении обстоятельств непреодолимой силы.
Тем не менее страховые компании призывают к осторожности при объявлении таких обстоятельств.
Ричард Камппари Бейкер из World Insurance Services поясняет The Loadstar, что форс-мажорным обстоятельством можно объявить все, что угодно, от забастовок и беспорядков до зомби-апокалипсиса. И сейчас многие экспедиторы будут пытаться объявить форс-мажор, чтобы отказаться от исполнения контрактов во избежание роста расходов.
Однако он предупреждает, что использование этого пункта гораздо сложнее, чем многим кажется, и в юрисдикции гражданского и общего права существуют даже разные толкования.
Возможность и условия применения пункта об освобождении от ответственности в случаях действия форс-мажорных обстоятельств зависит от его формулировки. Применение форс-мажора может сэкономить экспедиторам тысячи долларов, с другой стороны, ошибочное его трактование может обойтись очень дорого.
В качестве примера форс-мажорного обстоятельства эксперт приводит закрытие портов, не позволяющее перевозчику физически выгрузить груз. При этом он отмечает, что закрытие банков или местных офисов, даже по соображениям охраны здоровья и обеспечения безопасности работников, может не быть достаточным основанием.
В то время как большинство международных конвенций признают форс-мажорные обстоятельства, условиями успешного применения этого пункта являются правильный выбор юрисдикции, аккуратность и правильность формулировок в договоре и предварительная консультация с грамотными юристами.