Озабоченность Минприроды вызывает усиливающаяся антропогенная нагрузка на уязвимую окружающую среду Арктики, обусловленная, прежде всего, высокой степенью износа значительной части производственной инфраструктуры и наличием экологических «горячих точек» (территорий, где уровни загрязнения окружающей среды из-за ведения хозяйственной деятельности значительно превышают допустимые нормы).
Кроме того, прогнозируемый рост добычи, переработки и транспортировки углеводородного и минерального сырья, будет сопровождаться появлением новых мощных источников техногенного загрязнения окружающей среды Арктики, особенно опасных при работах на континентальном шельфе. «Все эти факторы обуславливают высокую степень возникновения экологических и техногенных рисков», - подчеркнул А.Амирханов.
Основными источниками загрязнения морей и морского побережья Арктики являются глобальные и региональные переносы загрязняющих веществ, образующихся в результате деятельности предприятий цветной металлургии, нефтегазодобывающей отрасли, атомных флотилий и береговых баз. «В результате сокращения флотов в прибрежной зоне образовалось большое количество брошенных затопленных морских транспортных средств - постоянных источников загрязнения окружающей среды. В одном только Кольском заливе насчитывается порядка 200 таких судов, причем 5 из них представляют серьезную навигационную опасность. Содержание тяжелых металлов, полихлорбифенилов, углеводородов в водах и илах в районах свалок судов в десятки-сотни раз выше, чем на других участках Кольского залива», - пояснил А.Амирханов.