В числе основных причин сложившегося положения фигурируют: стремительное старение флота УДП в отсутствие господдержки по его обновлению; неэффективный государственный менеджмент, осложненный частой ротацией топ-менеджеров; накопление пароходством задолженностей по кредитам, операционной деятельности и заработной плате По информации пароходства, Минтранссвязи отказывается списывать устаревшие суда (4 морских и 1 пассажирское судно), чем утяжеляет нагрузку на бюджет УДП. Убыточной для пароходства оказалась передача в 2007 г. морских судов в бербоут-чартер (9 ед.), повлекшая за собой рост кредиторской задолженности по судам и их аресты. Предприятие испытывает острый дефицит оборотных средств, в т.ч. на бункеровку, ремонт судов и выплату заработной платы. Серьезным осложняющим фактором является обслуживание банковских кредитов (отвлекается порядка $0,8 млн ежегодно).
Ситуацию усугубил мировой финансовый кризис, сказавшийся падением фрахта и сокращением объемов перевозок. На 2/3 в текущем году сократился стратегический для УДП грузопоток экспортного железорудного сырья в адрес метпредприятий концерна «Фест-Альпине» (Австрия). Исходя из тяжелого положения со сбытом метпродукции, австрийский партнер предложил УДП пересмотреть ставки фрахта в сторону снижения. Взамен сокращающимся объемам пароходство намерено привлечь грузопотоки угля, зерногрузов, насыпных химгрузов, однако препятствием является отсутствие средств на проведение назревшего докового ремонта речного флота.
Одесская облгосадминистрация, куратор региона Украинского Дуная, оценивает состояние пароходства как «хронически убыточное» и подчеркивает необходимость сохранения государством стратегических позиций на рынке дунайских грузоперевозок. Исходя их важности проблемы, администрация готовит обращение в парламент Украины с целью выработки законодательных решений по сохранению пароходства и выводу его из кризиса.
Наша справка:
По итогам 2008 г. ОАО УДП сработало с убытком в размере 65,4 млн гривен (около $8 млн), увеличив его на 67% к также убыточному финрезультату предыдущего года. Свыше 90% совокупного убытка принесло оперирование морским флотом. Убытки по речному флоту составили 2,6 млн гривен ($0,3 млн). Пассажирский флот компании сработал с убытками на уровне 1,6 млн гривен ($0,18 млн). Перевозки грузов за год сократились на 28,5%, до 3,014 млн тонн.
Владимир Каткевич