Основным фактором тарифного перекоса, не в пользу «Укрзализныци», является отставание от России. Так, по данным Минтранссвязи Украины, внутренние тарифы РЖД превышают аналогичные украинские на 20%, экспортные – в 1,5 раза, импортные – на 59%. В сфере транзита превышение российских тарифов над украинскими также имеет место (на 28% в усредненном выражении).
Сложившееся положение приводит к снижению доходной ставки вагонных операторов на территории Украины. Как отметил М. Костюк, при существующих тарифах срок окупаемости частного вагона на сети «Укрзализныци» составляет 23 года – фактически, на уровне нормативного срока службы вагона. Это означает утрату интереса собственников к пополнению вагонного парка.
Выходом, по мнению М. Костюка, может стать, в частности, пересмотр системы тарифообразования на сети 1520 в сторону общего выравнивания. «Мы будем просить всех прислушаться к просьбе пересмотреть тарифы», – проинформировал глава «Укрзализныци».
Руководство «Укрзализныци» неоднократно указывало на тарифный проигрыш Украинских железных дорог по сравнению с РЖД. «Ни для кого не секрет, что уровень тарифа в РФ, в среднем, в 1.5 раза выше, чем тариф по Украине. Естественно, оператор получит долю вагонной составляющей в тарифе по Украине ниже, чем на территории России. К сожалению, заниженный размер вагонной составляющей является постоянным с момента создания «Укрзализныци». Так, более 50% расходов берет на себя инфраструктура, немногим более 30% – тяга, и, если брать грузовые перевозки, только 11–12% – вагонная составляющая», – прокомментировал сложившуюся ситуацию заместитель генерального директора «Укрзализныци» Виктор Чорный.
Владимир Каткевич