В сообщении отмечается, что с 1 января 2012 года вступает в силу Федеральный закон №225-ФЗ от 27.07.2010 г. "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте".
В ходе обсуждений законопроекта в Российском союзе промышленников и предпринимателей ОАО "РЖД" неоднократно обращало внимание на то, что предлагаемые нормы страхования содержат ряд неточностей, серьезно затрудняющих его реализацию в установленные сроки. В первую очередь, это касается внесенного Министерством финансов РФ в Правительство РФ проекта уровня страховых тарифов на опасные производственные объекты.
В соответствии с положениями ФЗ, действие закона распространяется на 10 тыс. 428 объектов РЖД, зарегистрированных в государственном реестре опасных производственных объектов (ОПО), размеры страховых сумм по договору обязательного страхования для них существенно возрастут и составят от 10 млн рублей до 50 млн рублей за каждый объект.
В прес-службе сообщили, что расходы ОАО "РЖД", рассчитанные на основании проекта постановления правительства, определяющего размеры страховых тарифов, составят более 818 млн рублей, в то время как расходы 2011 года по данному виду страхования, осуществляемого в рамках Федерального закона от 21.07.1997 г. №116-ФЗ, составляют 3,2 млн рублей (увеличение в 255 раз).
"Кроме того, применение страховщиками страховых тарифов и их структура для определения страховой премии устанавливается в целом для категории опасных объектов. Однако, оценивая степень опасности объекта, не учитывается совокупность различных факторов (рельеф местности, роза ветров, уровень технической оснащенности опасного объекта и другие), действующих в отношении отдельно взятого опасного объекта. Следует отметить, что многие опасные объекты, находящиеся в ОАО "РЖД", уникальны и требуют сугубо индивидуального подхода при оценке риска", – говорится в сообщении.
При этом статистика компании по авариям и происшествиям с ОПО за период с начала осуществления хозяйственной деятельности компании (2003-2010 гг.) несущественна. Всего зарегистрировано 18 аварий, в результате которых погибло 4 человека и пострадало 16. При условии применения данной статистики в рамках ФЗ за 7 лет выплаты страховых компаний по указанным случаям составили бы около 14 млн рублей, при начисленной страховой премии в 5,6 млрд рублей (в 400 раз).
Доля расходов на страхование по данному ФЗ в общих расходах ОАО "РЖД" составит с 2012 года около 0,1%, что в масштабе национальной экономики в целом, с учетом увеличения расходов и по другим крупным компаниям, будет являться существенным инфляционным драйвером (до 1%), отмечают в компании. "Данное обстоятельство существенно ущемляет интересы не только ОАО "РЖД", но в большей степени конечных потребителей услуг компании, особенно учитывая социальную значимость и системообразующую роль железнодорожного транспорта в российской экономике", – говорится в сообщении.
По мнению РЖД, в рамках ФЗ следовало бы предусмотреть более подробную группировку опасных объектов, позволяющую более точно учитывать их производственную специфику для установления тарифов. Более того, размер страховых тарифов следует пересмотреть и дополнительно проанализировать с учетом статистики компаний, на балансе которых находятся такие ОПО. Также ФЗ предусматривает, начиная с 2012 года, использование понижающих коэффициентов, однако степень их влияния на итоговый результат несущественна.
В связи с этим, в ОАО "РЖД" считают целесообразным для компаний с положительной статистикой аварийности с ОПО использовать дополнительные понижающие коэффициенты, начиная с момента вступления в силу ФЗ и проработать вопрос о страховых тарифах с целью поиска решения, приемлемого для компаний реального сектора экономики.