Когда и насколько вырастут цены
Традиционно машины в салонах дорожают с Нового года, но сейчас на ценники повлияет еще и индексация утилизационного сбора. "Следующего витка роста цен можно ожидать уже в начале 2020 года, и увеличение утилизационного сбора будет одним из ключевых факторов подорожания", – сказал ТАСС директор по развитию компании "Рольф" Владимир Мирошников.
По его словам, в 2019 году автомобили подорожали суммарно на 9–10%, и несмотря на то, что производители растягивали повышение цен, сдерживать его дальше невозможно. "Реальные доходы населения не успевают за ценами на автомобили, из-за этого некоторые покупатели вынуждены откладывать приобретение нового автомобиля или отказаться от его покупки. В России действительно накопился отложенный спрос, который не может реализоваться без адресных мер стимулирования рынка", – считает В. Мирошников.
Директор филиала "Авилон – Мерседес-Бенц" Алексей Стариков ожидает, что из-за роста ставок сбора цены повысятся на 3–7% в зависимости от объема двигателя. Наибольшим спросом будут пользоваться модели с меньшим объемом мотора, отметил он.
"Тех, кто импортирует автомобили и кто не подписал специнвестконтракты, повышение утильсбора коснется больше всего. 2–3% в цене это точно добавит", – сказал президент ассоциации "Российские автомобильные дилеры" Олег Мосеев. Он напомнил, что подписавшие специнвестконтракты производители получат компенсацию сбора, хотя и не сразу.
Между тем еще в сентябре глава Минпромторга России Денис Мантуров говорил, что доля сбора в стоимости машины останется в пределах 1,5–2% даже при повышении ставок более чем на 120%.
Что будет с рынком
По мнению А. Старикова, в конце года на фоне новостей об утилизационном сборе можно ждать повышения спроса на машины. "Сейчас, под конец года, новости о повышении ставки утильсбора способны дополнительно подогреть спрос, люди захотят приобрести автомобиль до того, как цены изменятся (не только из-за утильсбора, но и в связи с традиционной их индексацией в начале каждого года)", – сказал он.
В дальнейшем, однако, эксперты ждут проседания рынка. "Сейчас цена – ключевой фактор при выборе автомобиля, притом во всех сегментах. Мы ожидаем, что рынок упадет на 5-8% в следующем году", - заявил О. Мосеев.
Динамика рынка в 2020 году будет в первую очередь зависеть от мер поддержки со стороны правительства, считает В. Мирошников. "Программы стимулирования спроса со стороны правительства в октябре закончены, что фактически также сделало покупку автомобиля менее доступной. Переломить негативную тенденцию можно только запуском целевых мер стимулирования в среднем ценовом сегменте автомобилей стоимостью от 1 [млн] до 2 млн руб., где сохраняется отложенный спрос. В отсутствие мер поддержки и на фоне роста цен дальнейшее снижение рынка в 2020 году неизбежно", – отметил он.