Порт Литвы – наиболее выгодный по различным экономическим данным для экспортных поставок Белоруссии. Но, по словам А. Лукашенко, если договориться с Россией о тарифах и преференциях, то вопрос расстояния железнодорожных поставок снимается. «Говорят, [переориентировать свои грузы с портов Литвы на Россию] это дороже будет для Беларуси. Конечно, нам немножко будет невыгодно. Но мы же договориться можем с россиянами по тарифам, и они от объемов перевалки наших грузов все равно получат выгоду», – цитирует «БелТА» заявление А. Лукашенко.
По неофициальным данным, из 40 млн т порта Клайпеды около 8 млн т ежегодно составляют калийные удобрения, поставляемые из Белоруссии по железной дороге в порт, и около 4–5 млн т – нефтепродукты. Удобрения переваливаются в том числе через клайпедский терминал Biriu kroviniu terminalas, 70% долей которого принадлежит бизнесмену Игорю Удовицкому, еще 30% – ОАО «Беларуськалий».
По данным источника РЖД-Партнера на рынке, латвийский терминал Вентспилсского порта Kailja parks вполне может перенять объемы из Клайпеды. Однако страны Балтии выступили заодно по части санкций в сторону Белоруссии, поэтому вряд ли грузопоток сможет развернуться в Вентспилс.
Грузооборот Клайпедского порта за январь – июль 2020 года составил 22,09 млн т (-6,6% к соответствующему уровню 2019 г.). Из них на долю насыпных грузов пришлось 10,33 млн т (+0,4%), наливных – 4,55 млн т (-13,3%).