По словам Т. Магомедова, помимо видеокамер, РЖД установят информационные аншлаги, организуют горячую линию, ежемесячно будут публиковать отчет о проделанной работе. Кроме того, РЖД, помимо работ в полосе, возьмут на себя обязательства по сопровождению нескольких экологических программ, связанных с охраной озера Байкал. Это восстановление популяции некоторых краснокнижных животных, патронаж нескольких региональных памятников природы и экологическое просвещение.
Кроме того, РЖД должны создать несколько горячих линий, куда любой желающий сможет обратиться за информацией. «27 августа в Иркутск приедет глава Российских железных дорог Олег Белозеров и вместе с Игорем Кобзевым подпишет соглашение. Мы понимаем, что никаких масштабных рубок в Центральной экологической зоне не будет. Будут небольшие вырубки лесов, не особо ценных, они будут происходить, как правило, в полосе отвода для расширения тех или иных инженерных структур. Естественно, с последующим лесовосстановлением. Для экологизации Транссиба и БАМа будут оборудованы современные очистные сооружения, места для мойки колес, исключающие попадание сточных вод в Байкал и прибрежную зону», – заверил чиновник.
В ближайшее время должен быть разработан интернет-ресурс для аккумулирования всей информации по стройкам РЖД вблизи Байкала. На него будут транслироваться изображения с камер видеонаблюдения, будут выкладываться отчеты и пресс-релизы.
Он сообщил, что на 34 участках уже ставят более 7 км шумозащитных экранов, строят 9 очистных сооружений. На 12 объектах идут компенсационные мероприятия по возмещению ущерба рыбным запасам на сумму более 6 млн руб. и восстановление примерно 30 га леса.
При этом Т. Магомедов подчеркивает, что рубки леса для прокладки железной дороги не были запрещены: «принятый законопроект просто упрощает и сокращает по времени все экологические согласования в условиях необходимости оперативного решения вопросов экономического развития». «Укорачивание сроков прохождения экологических процедур ведь не означает, что их не будет вообще. Все экологические нормы и требования в Центральной экологической зоне будут соблюдены. Для этого мы подписываем соглашение, подключаем представителей общественности, которые в любое время смогут выехать с проверкой на любой участок работ, и будем консультироваться с учеными», – подытоживает политик.
Несмотря на все заверения как со стороны властей Иркутский области и Республики Бурятии (озеро Байкал находится на границе двух регионов), так и со стороны РЖД, местные общественники не устают повторять: вырубка леса нанесет непоправимый ущерб экологии и экосистеме Байкала. В различных социальных сетях создаются петиции против вырубки, обращения к соотечественникам с просьбой поддержать защитников и, главное, внести конструктивные предложения по изменению ситуации и недопущению вырубки леса на Байкале, люди выходят на одиночные пикеты и записывают видеоролики против реализации новых поправок в закон.
Все эти противоречия, а также влияние отмены ГЭЭ обсудят участники бесплатного дискуссионного клуба под названием «Экология vs инфраструктура БАМа: как ускорить и не навредить». 3 сентября редакция РЖД-Партнера проведет мероприятие в онлайн-формате. Зарегистрироваться для участия можно по ссылке.