Согласно результатам SWOT-анализа экспертов, проблемы развития инфраструктуры производства и поставок стали одной из слабых сторон продовольственного рынка в период кризиса.
К слабым сторонам они также относят барьеры в использовании онлайн-сервиса для старшего поколения и в малых городах; административные ограничения (высокая бюрократизация, межрегиональные барьеры в движении товаров, организация перевозок и разгрузки, ограничения онлайн-продаж, усиление контроля за ценообразованием); зависимость от курсов валют; высокий уровень закредитованности производителей и ритейлеров; нехватка на рынке квалифицированных сотрудников, которых можно подготовить в короткие сроки; частичная зависимость от торговоразвлекательных центров, работа которых была ограничена.
При этом оперативное взаимодействие между торговыми сетями и поставщиками продовольствия, в том числе готовность системы продовольственной безопасности к кризисам и ликвидация дефицита в кратчайшие сроки эксперты называют в числе сильных сторон ритейла. К ним также относится достаточный уровень развития онлайн-каналов для населения, способность быстро их расширять и усовершенствовать; способность к саморегуляции и широкой кооперации внутри отрасли и между отраслями; достаточная устойчивость и способность сдерживать рост цен.
К возможностям ритейла, возникающим из-за коронавируса, эксперты относят ускоренное развитие онлайн-проектов, высвобождение дополнительной рабочей силы из других отраслей, переоценка трат на содержание офисов, выход на новые рынки, развитие новых каналов продаж для производителей и ритейла и интерес к локальным брендам.
Угрозами для развития отрасли при этом станут падение доходов населения; увеличение затрат, связанных с обеспечением безопасности; рост закупочных цен; неплатежи по всей цепочке формирования цен; дефицит кадров в сельском хозяйстве; рост влияния государства, ожидания более жесткого ценового регулирования, новых нормативов в области безопасности; вторая волна распространения вируса и социальные риски, связанные с безопасностью сотрудников
В острой фазе кризиса к обычным административным нагрузкам добавились барьеры, связанные с пересечением областных и таможенных границ.
Кризис обострил ряд проблем регуляторики отрасли и добавил новые барьеры и сложности, подчеркивают эксперты. Так, из-за различий во вводимых мерах безопасности в разных регионах возникали проблемы с выдачей пропусков, риски несвоевременной доставки грузов; много грузов застревало на таможне как в связи с обычными проверочными мероприятиями, так и в результате ужесточения режима пандемии. Существующие ограничения по ночной разгрузке, проезду тяжелого транспорта препятствовали быстрому закрытию увеличившегося спроса. Кроме того, отсутствовала регламентация в области временного найма рабочей силы из замороженных отраслей.