«Российская металлургическая промышленность за десятилетия работы в рыночной экономике обогатилась опытом, знаниями, а главное, выдержкой и терпением. Накануне событий 1998 года себестоимость российского производства черных металлов и сложившийся уровень экспортных цен не сильно различались, а емкость внутреннего рынка того периода лучше и не комментировать, но ни один металлургический комбинат не закрылся. Есть понимание, что выстоим и сегодня. <…> Ориентация производителей черных металлов на внутренний рынок возрастает по мере повышения технологической готовности продукции. Так, на внутреннего потребителя практически полностью ориентировано производство стальных труб большого диаметра, плоского проката с покрытием и рельсов», — сказал гендиректор «ЦНИИчермет им. И. П. Бардина» Виктор Семенов.
По его словам, российские металлурги пытаются переориентировать экспорт на страны Азии и Африки, но цены в них ниже, чем в ЕС. «Наращивание экспортных поставок для сложившейся ситуации не характерно, что стабилизирует и ценовую политику. При этом на внешнем рынке снижение цен на черные металлы наблюдается повсеместно. Для потребителей внутреннего рынка продолжает действовать акциз на сталь. Эти факторы позволяют сделать вывод о стабильности внутренних цен на черные металлы в период принятия в строительном и машиностроительном комплексах программ, предусматривающих увеличение спроса на черные металлы», — пояснил Семенов.
Заведующая лабораторией регионального анализа и политической географии географического факультета МГУ Мария Горячко также считает, что полного закрытия металлургических производств в России не будет, так как низко маржинальные проекты в этой сфере «давно закрылись, сегодня в стране работают те компании, у которых накоплен потенциал, чтобы попытаться в течение ближайшего года найти новые рынки». По ее словам, металлурги могли бы переориентироваться на внутренний рынок за счет отечественного машиностроения. Однако для этого потребуются время и новые проекты. «Если оно [машиностроение] сможет сформировать устойчивый спрос и забрать хотя бы треть этого экспорта, это потенциальное решение. С точки зрения металлургов, думаю, это достаточно быстрая история, а с точки зрения машиностроения — более длинная. На разработку и запуск проектов потребуется не меньше года», — сказала Горячко.
По мнению эксперта, в городах, которые сильно зависят от металлургических производств, могут наблюдаться сложности с индексацией зарплат, а также реализацией социальных проектов, которые ранее инициировали градообразующие предприятия. «Именно социальные расходы будут как-то аккуратно скорректированы. С этой точки зрения, по моему мнению, более уязвимы северные регионы, потому что у них гораздо меньше диверсификация, чем, например, у Липецка или крупных городов Урала. Я бы сказала, что будет этап стагнации, к этому надо готовиться. Тяжелая ситуация будет во второй половине года, а дальше все будет зависеть от инвестиционной и социально-экономической политики», — пояснила эксперт.