По подсчетам аналитиков, сейчас Евросоюз покупает около 2 млн б/с нефти из России – почти втрое меньше, чем раньше, а в случае введения эмбарго поставки нефти и нефтепродуктов могут снизиться до менее чем 1 млн б/с, считают они.
«Решение Trafigura прекратить закупки российской нефти к 15 мая может повлиять на эти объемы, но Европа, вероятно, продолжит импортировать около 1,4 млн б/с российской нефти до ноября», – говорится в отчете. Сейчас, по данным аналитиков, Европа покупает 1,2 млн б/с нефти из России, поставляемой танкерами, в основном через Турцию, и 0,8 млн б/с нефти по трубопроводу «Дружба».
«К концу года европейский импорт российской нефти может снизиться до менее чем 1 млн б/с – 0,8 млн б/с нефти и 0,1 млн б/с нефтепродуктов», – считают эксперты, отмечая, что ранее этот показатель составлял 5,5 млн б/с. При этом Россия сможет перенаправить на другие направления поставки нефти в объеме около 1–1,5 млн б/с, отмечают они.
Запрет на страхование европейскими компаниями танкеров для перевозки нефти из России может серьезно затронуть импорт, поскольку 95% такой страховки обеспечивает базирующаяся в Великобритании International Group of P&I Clubs, подчеркивают в Energy Aspects. Тем не менее страны-импортеры могут предоставлять собственное страховое покрытие, предполагают аналитики. Нефть также могут поставлять суда российского «Совкомфлота», по мнению экспертов, таким образом можно перевозить 0,5–0,7 млн б/с нефти по ближнемагистральным маршрутам. Компания, по данным Lloyd’s List, сейчас владеет 37 нефтяными судами.
4 мая глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен анонсировала шестой пакет санкций против России, в который входит отложенное эмбарго на поставки российской нефти. По ее словам, ЕК выступает за запрет на ввоз сырой нефти из России в ЕС через полгода и на ввоз нефтепродуктов в 2023 году.
По данным агентства «ДПА», в пакет санкций больше не входит запрет на транспортировку российской нефти, однако остается запрет европейским компаниям на страхование танкеров, перевозящих нефть РФ.