При этом, по мнению ФАС, монополия должна была проводить прямую закупку у ООО «МЦСТ». Закупка у единственного поставщика считается неконкурентной и для заказчика с развитой и отлаженной закупочной работой является, скорее, исключением. Причинами для проведения прямой закупки могут стать незначительные суммы заказа, необходимость срочного получения товара (например, для ликвидации аварии) и полное отсутствие конкурентов на рынке.
«Согласно 223-ФЗ при проведении неконкурентных закупок заказчик имеет право установить любые требования к участникам закупки, в том числе торговое наименование и запрет на поставку иностранного товара. При этом в рамках конкурентных способов, которыми воспользовалось ОАО «РЖД», такие действия запрещены», – добавил представитель ФАС. Вместе с тем при проведении конкурентной закупки заказчик должен был руководствоваться постановлением № 925, предусматривающим преференцию в размере 30% для российской радиоэлектронной продукции, включенной в реестр.
Иным вариантом решения этого вопроса могло быть проведение неконкурентной закупки с любыми требованиями, в том числе о поставке только отечественного товара.
Заказчики, подпадающие под действие закона № 223-ФЗ, как ОАО «РЖД», вправе определять перечень оснований, при которых они могут проводить прямую закупку, но он должен быть зафиксирован и опубликован в составе корпоративного положения о закупках. Более того, холдинг не вправе проводить закупку у единственного поставщика в ситуации, которая не соответствует хотя бы одному из оснований данного перечня. Но даже в этом случае велика вероятность, что РЖД столкнется с вопросами ФАС об обоснованности установления того или иного критерия (особенно в части отсутствия конкуренции).