В ФАС считают, что в условиях дефицита, неопределенности и негативных ожиданий потребителей ВМЗ совершил ряд действий, которые привели к существенному увеличению цен на железнодорожные колеса.
"С апреля по сентябрь 2019 года компания провела несколько открытых конкурсных процедур – запросов цен по продаже железнодорожных колес. При этом цены по итогам этих процедур превышали цену реализации за I квартал 2019 года в 2 раза. Также производитель увеличил цены для отдельных потребителей, закупающих продукцию вне конкурсных процедур, в том числе по долгосрочным контрактам", – указывается в сообщении ФАС. В результате цены для части потребителей к июню 2019 года увеличились более чем на 40%.
Компания будет привлечена к административной ответственности, размер штрафа определят по результатам рассмотрения административного дела.
"Колесное дело представляет собой уникальный кейс, требующий ответа на вопрос: всегда ли дефицит и ажиотажный спрос способствуют неограниченному росту цен? С одной стороны, рост цены в рыночной ситуации является сигналом для предпринимателей и инвесторов о целесообразности освоения нового высокомаржинального рынка. С другой стороны, когда речь идет о монополизированном рынке с высокими барьерами, то возможности неограниченного роста цен создают стимулы для злоупотребления доминирующим положением и ухудшения положения потребителей", – цитируются в сообщении слова статс-секретаря – заместителя руководителя ФАС Андрея Цариковского.
В ФАС также напоминают, что рынок железнодорожных колес отличается высокими барьерами входа: возможности импорта зарубежной продукции крайне ограниченны, а вхождению новых субъектов мешает тот факт, что мощности действующих заводов потенциально позволяют удовлетворить весь долгосрочный спрос на колеса на территории РФ. С 2017 по 2019 год на российском рынке железнодорожных колес наблюдался рост спроса, результатом которого стал дефицит 2018–2019 гг.