На сегодняшний день ЩОМ-1400 самый высокотехнологичный и востребованный комплекс по очистке щебня, производительность которого значительно превосходит характеристики машин предыдущего поколения. Эксплуатационные показатели щебнеочистительных комплексов в ежедневном режиме поступают профильными службами Группы РПМ.
«За три года эксплуатации конструкция ЩОМ-1400 была значительно усовершенствована для более эффективной работы на путях РЖД. В частности, был внесен ряд конструктивных доработок, предусматривающих увеличение скорости проведения операций, повышение надежности узлов и агрегатов - планировщика балласта, бункера распределения щебня, подъемно-рихтовочного устройства. Доработки внедряются на всех машинах. Все это способствует обеспечению максимальной выработки, необходимой для эффективной эксплуатации комплексов в период путевых работ», - прокомментировал генеральный директор Группы РПМ, директор дивизиона «Путевая техника» холдинга СТМ Сергей Шунин.
Для удобства работы экипажа комплекс оснащен системами диагностики узлов и агрегатов, видеоконтроля и управления рабочими органами, дистанционным управлением работой желобами и подъемно-рихтующим устройством. Ремонт пути зачастую выполняется в режиме закрытого перегона в ночное время, поэтому на ЩОМ-1400 установлены мощные системы освещения. Это сезонные машины, которые эксплуатируются в летний период, а зимой отправляются на профилактику.
Комплексы ЩОМ-1400 задействованы для прогрохотки щебня на Московской, Северной, Октябрьской, Красноярской и других железных дорогах. В апреле 2020 года ЩОМ-1400 №6 при выполнении капитального ремонта на участке Гряды – Большая Вишера Октябрьской магистрали превысил плановую выработку на 40 процентов: вместо запланированных 1000 м в сутки по факту машина шла 1400. Хорошие результаты ЩОМ-1400 демонстрируют и на других магистралях.
«Машина довольно интересная, высокопроизводительная, с электронной системой управления. Все автоматизировано, необходимая информация отображается на бортовом компьютере, выходить из машины, чтобы замерить перекос, не надо. В числе плюсов отмечу калужскую сборку. Основная часть комплектующих произведена в России, поэтому не составляет труда совместно с представителями РПМ заменить запчасти при необходимости. А на австрийских щебнеочистительных машинах на это ушли бы месяцы, - говорит начальник машины ЩОМ-1400 №7 Сергей Гнусов, который работает на Московской железной дороге. - Благодаря силовому агрегату и двум грохотам ЩОМ-1400 способен развивать производительность до 400 метров в час, тогда как австрийские РМ-80 проходят около 120 метров. Чтобы эффективно работать на ЩОМ-1400 и добиваться хороших результатов, главное - изучать ее технические характеристики, практиковаться и строго следовать рекомендациям из обучающих пособий».
Начальник машины Андрей Серебренников Ярославской механизированной дистанции инфраструктуры на ЩОМ-1400 №6 работает полтора года - с момента ее приемки. «Если сравнить с другими машинами аналогичного типа, на ЩОМ-1400 более надежная конструкция крепления звезды привода баровой цепи, очистка балласта выполняется на 40% качественнее по сравнению с аналогами. Установлено более мощное подъемно-рихтовочное устройство, и благодаря датчикам, контролирующим его работу и заглубление желобов, можно работать в автоматическом режиме. Гидравлический привод баровой цепи позволяет увеличить производительность машины ЩОМ-1400 на 80% по сравнению с машинами на электроприводе. Удобство работы достигается за счет использования автоматической регулировки положения очистного модуля в горизонтали, а также автоматической регулировки амплитуды грохотов. Но главным преимуществом комплекса ЩОМ-1400 считаю высокую скорость очистки, а в части комфорта для машиниста – систему кондиционирования».
Справка:
Инновационный щебнеочистительный комплекс ЩОМ-1400 состоит из трёх модулей: добывающе-распределительного, очистного, секции тягово-энергетической ТЭС-1400. Преимущества ЩОМ-1400 – высокая степень автоматизации технологических процессов, наличие системы диагностики неполадок узлов и агрегатов, эргономичность, простота обслуживания и ремонта. Мощное выгребное устройство с гидроприводом обеспечивает устойчивую работу комплекса на сильно загрязнённых и уплотнённых участках пути. Система контроля качества очистки щебня наглядно демонстрирует процент засоренности и возврата очищенного щебня. Для вырезки балласта комплекс оборудован мощным приводом, не имеющим аналогов в России.
«Синара-Транспортные машины», СТМ — дивизиональный машиностроительный холдинг Группы Синара, объединяет научно-технический и производственный потенциал российских предприятий по инжинирингу, производству, сервисному обслуживанию железнодорожной техники и дизельных промышленных установок. Также оказывает услуги тяги, предоставляет в аренду локомотивы и путевую технику, содержит железнодорожные пути и инфраструктуру.
Группа РПМ — крупнейший российский поставщик путевой техники для ОАО «РЖД». В нее входит восемь заводов, специализирующихся на производстве и капитальном ремонте путевой техники, а также 45 сервисных центров. Доля машин, выпускаемых Группой, на железных дорогах России составляет около 60%.