Во-первых, падение обусловлено превышением предложения (емкостей) над спросом на авиационные грузоперевозки; замедлением роста мировой торговли и существующим напряжением между ключевыми экономическими державами мира, поясняют в компании. А во-вторых, продолжающейся тенденцией modal shift (смена с авиационного на морской и наземный виды транспортировки груза) и наращиванием объемов транзитного груза на Ближнем Востоке через альтернативные существующему транссибирскому маршруту коридорам (вслед за расширением парка воздушных судов ближневосточных авиакомпаний).
«АВС (позывной компании. – Прим. авт.) не стала исключением, и в 2019 году наши показатели были ниже предыдущих лет, что резонирует с ситуацией не только на рынке, но и у остальных конкурентов», – комментирует представитель компании «Волга-Днепр».
Среди факторов, которые могут повлиять на изменение ситуации (в худшую сторону) в наступившем 2020 году, он отмечает замедление китайской экономики (15% мирового ВВП) в связи продолжительными каникулами основных производств, в том числе из-за вспышки эпидемии коронавируса. В компании не исключают отскок грузооборота к концу I квартала из-за необходимости срочных отправок для наполнения складов, опустевших в начале года.
Кроме того, в компании обращают внимание на растущий торговый протекционизм, затрудняющий развитие мировой торговли и влияющий на грузооборот между отдельными странами и регионами, несмотря на сделки крупнейших держав, и на переносы производственных мощностей из Китая в другие страны Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Бангладеш, Камбоджу).
«С одной стороны, это развитие сети и новых рынков, с другой стороны – вызов для перевозчиков, поскольку во многих аэропортах инфраструктура не готова к обслуживанию таких больших объемов груза, тем более специального», – говорят в компании «Волга-Днепр». Окажет свое влияние на характер грузооборота в 2020 году и региональный дисбаланс, который тем не менее в последнее время выравнивается в связи с растущим спросом китайского населения на товары и продукты «сделано в Европе». Выход международных ритейлеров, таких как Amazon, на рынок грузовых перевозок усилит конкурентную картину, но пока только в секторе e-commerce, поскольку в основном речь идет о доставке онлайн-покупок, добавляют в компании.
Напомним, что по итогам 2019 года грузооборот гражданской авиации в целом снизился на 5,4% и составил 7,3 млрд т-км.