Позволяя сторонним компаниям выйти на сеть, правительство страны хочет привлечь дополнительные инвестиции в отрасль. Также приход частных игроков повлечет за собой развитие конкуренции, что должно привести к улучшению сервиса, появлению на сети нового подвижного состава, созданию рабочих мест, устранению дефицита.
Уже представлен частный полувысокоскоростной экспресс The Delhi-Lucknow Tejas. Также желание стать перевозчиком высказала компания IRCTC, которая занимается кейтерингом и туризмом.
Сообщается, что все поезда для частных игроков будут сделаны в Индии. Средства на их строительство и эксплуатацию должны быть выделены самими частниками. Концессионный период будет длиться 35 лет. На протяжении этого времени частные компании будут платить Индийским железным дорогам фиксированные пошлины за пользование инфраструктурой, электричеством и др.
Машинистами частных поездов и охранниками могут стать только работники Индийских железных дорог.