Если же все затянется более чем на 2 месяца, последствия для перевозчиков могут быть более серьезными, говорит Е. Шарипова Остро встанет необходимость оплачивать лизинг и кредиты, станет возможным демпинг и, как самое худшее развитие событий, уход игроков с рынка. По ее словам, менее всего в этой ситуации могут пострадать компании, которые агрегированы в структуры ритейлеров.
Влияние острой ситуации в Европе уже начало сказываться на производстве в России. Так, в связи с нехваткой компонентов, поставляемых с европейских заводов, Volkswagen Group Rus временно приостановил производство на автомобильном заводе в Калуге и контрактную сборку в Нижнем Новгороде на 2 недели, с 30 марта по 10 апреля.
Факторами, которые влияют или могут повлиять на рынок грузовых автомобильных перевозок, Е. Шарипова называет, во-первых, закрытие производственных предприятий на международной арене, в частности в Италии, импорт из которой занимает 5-е место в России. Для сравнения, импорт России из Италии составляет 5%, а из Китая – 22%.
«Что касается импорта в Европу, мы поставляем 40% всего товара. Но сейчас в данных условиях возможной недозагрузки и понимания того, что ехать пустым перевозчику обратно нерентабельно, ему придется искать новые пути: перенаправлять потоки либо на внутренние направления, либо на другие международные цепочки», – комментирует Е. Шарипова.
Вторым фактором она называет простой автотранспорта. Для решения этой проблемы необходимо лишь комплексное взаимодействие всех участников рынка и правительства РФ.
С одной стороны, кризис, возможно, выведет из тени так называемых серых перевозчиков. С другой стороны, при уходе с рынка всех мелких ИП и частных лиц, имеющих небольшой парк в 30 машин, встанет вопрос дефицита перевозчиков.
«Все будет зависеть от того, как быстро восстановится производство. По нашим оценкам, понадобится не менее полугода, если все будет работать и меры не будут пролонгированы», – говорит она.
При этом стоит добавить, что дефицит водителей уже наблюдается в некоторых регионах страны. Так, к примеру, в Калининградской области постоянное прохождение груза и водителей через границы приводит к вынужденному карантину и дефициту кадров, что, в свою очередь, ведет к повышению зарплат, а это вынуждает перевозчиков повышать тарифы, чтобы сохранить свою рентабельность. Один из перевозчиков уже увеличил тариф на перевозку на 20%, чтобы выжить, отмечает Е. Шарипова.