Он напомнил, что в настоящее время на рынке топлива действует демпфирующий механизм, который сглаживает влияние внешних факторов на внутренние цены. В том числе благодаря ему с начала 2024 года розничные цены на автомобильный бензин и дизельное топливо не изменились, хотя инфляция составила 1,4%.
«Справедливая» розничная цена на топливо теоретически могла бы представлять собой сумму цены экспортной альтернативы и минимально необходимых затрат на ведение розничного бизнеса в зависимости от региона. Однако так как правительством было принято системное решение о субсидировании внутреннего потребителя топлива за счет рыночных экономических механизмов, таких как демпфер, то определять сейчас предельную розничную цену было бы некорректно», – отметил Новак.
В настоящее время топливный рынок регулируется в том числе демпфирующим механизмом. Если экспортные цены на бензин и дизельное топливо выше условных внутренних, то государство компенсирует производителям часть этой разницы, в обратном случае нефтекомпании перечисляют часть прибыли в бюджет. Российский бюджет в 2023 году выплатил нефтяным компаниям по топливному демпферу 1,588 трлн рублей против 2,171 трлн в 2022 году.